Ровно пять лет назад, 6 августа 2014 года, президент Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», этот документ позволял правительству запрещать или ограничивать ввоз продовольствия или сырья из государств, которые ввели экономические санкции против российских резидентов. Уже 7 августа было опубликовано распоряжение правительства, в котором перечислялись страны и виды продовольствия, на которые распространялся запрет.
Под эмбарго попали мясо, рыба, моллюски, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и т. д. из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Контрсанкции были введены на год, но всякий раз продлевались, сейчас они действуют до 31 декабря 2020 года.
Одно из самых явных проявлений санкций — уничтожение запрещенных к ввозу продуктов, которое иногда проходит публично, в присутствии журналистов. Замначальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Рустам Якубов рассказал «РИА Новости», что за пять лет действия продовольственного эмбарго в России было обнаружено и уничтожено более 21 тысячи тонн запрещенных к ввозу продуктов. По его словам, в основном пытаются ввезти плодоовощную продукцию, но «ассортимент зависит от сезона».
В 2018 году было уничтожено 7,2 тысячи тонн продукции, а за семь месяцев 2019-го — около 3 тысяч тонн. Основную часть запрещенных продуктов — порядка 96% — выявили на российско-белорусском участке границы, остальное — на российско-казахстанском участке.
Как рассказал представитель ФТС, наиболее распространенным способом ввоза санкционной продукции является использование объездных и проселочных дорог. Второй по популярности способ — провоз товаров под прикрытием другой продукции (например, яблоки и персики в капусте, рыба под зерновым кофе, шпик в муке).
«Третий способ — это товары с подложными документами. То есть в документах заявлено, что яблоки выращены в одной стране, а на коробках и этикетках выявляется маркировка стран, продукция которых запрещена к ввозу», — объяснил он. Также запрещенные товары пытаются провезти и по поддельным документам, в которых местом производства указываются страны ЕАЭС или СНГ.
Но в целом продовольственное эмбарго задумывалось не для уничтожения европейских продуктов, а для достижения показателей доктрины продовольственной безопасности, которая отражает, насколько население страны обеспечено отечественными продуктами (один из критериев оценки — удельный вес собственного продовольствия в общем объеме рынка).
Правда, тут все оказалось не так гладко.
Сейчас Россия производит 99% необходимого ей зерна, 93% мяса и мясных продуктов и 95% сахара. По ним цели выполнены (плановые показатели доктрины — соответственно 95, 85 и 90%). По молоку, соли, овощам и фруктам показатели пока не достигнуты, хотя обеспеченность по ним за пять лет выросла. По картофелю ситуация противоположная: в 2013 году Россия была обеспечена собственным картофелем на 97%, а в 2017–2018 годах этот показатель упал до 94%. Заявленный в доктрине целевой показатель — 95%.
Введение эмбарго совпало с девальвацией рубля, отмечают, как пишет РБК, в консалтинговой компании KPMG, так что российские продукты, которые до этого не всегда могли конкурировать с импортными по цене и качеству, оказались защищенными от импорта экономическим барьером. По многим категориям отечественные продукты в новых условиях стали более доступными и заняли свою нишу на полках.
В Минсельхозе подтверждают: за последние годы Россия достигла целей продовольственной политики практически по всем ключевым направлениям: зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам.
Еще одним показателем продовольственной безопасности является доступность продуктов населению, и тут ситуация за пять лет ухудшилась: самую большую цену за обеспечение импортозамещения, возможно, заплатил потребитель, так как цены выросли не только на продукты, запрещенные к ввозу, но и на продукты, производимые в России. Больше всего за пять лет с 2013 года в рознице подорожало сливочное масло (+79%), мороженая рыба (+68%) и белокочанная капуста (+62%). При этом выросла цена и на продукты, которых и до 2014 года в России производилось много: пшеничная мука подорожала на 25%, макароны — на 34%, подсолнечное масло — на 35%. Единственный значимый продукт, цены на который за пять лет практически не изменились, — картофель.
Возможно, дело в том, что российские производители во многом до сих пор зависят от иностранных поставщиков: это касается как капитальных затрат (закупки оборудования), так и операционных (закупки кормов, посадочного материала и т.д.).