По всей России в пятницу проходят церемонии памяти экипажа атомной подводной лодки "Курск", потерпевшей катастрофу в Баренцевом море ровно пять лет назад - 12 августа 2000 года. На военных кораблях и во всех морских училищах приспущены флаги. В городе Курске открыт памятник погибшим подводникам. Здесь живут 16 семей моряков подлодки "Курск". Монумент состоит из двух фрагментов ракетного отсека подлодки, между которыми находится колокол. В гарнизоне Видяево, где базировалась подлодка, прошли траурное богослужение и митинг подводников и жителей военного городка.
Катастрофа "Курска", одного из наиболее современных атомоходов российского флота, произошла в ходе учений и стала самой страшной трагедией российских вооруженных сил в мирное время. Все 118 членов экипажа подлодки погибли после того, как атомоход лег на дно Баренцева моря в результате взрыва в торпедном отсеке. 95 моряков, находившиеся в первых шести из десяти отсеков подлодки, погибли сразу, 23 моряка в хвостовой части некоторое время еще оставались в живых, но позже задохнулись.
13 августа, когда мир узнал о катастрофе, командование Северным флотом утверждало, что большинство подводников живы и спасательная операция увенчается успехом. Однако успехов не последовало. На пятый день операции, ранним утром 16 августа, США и Великобритания предложили свою помощь в подъеме лодки. Москва согласилась только к вечеру.
Спасатели из норвежского порта Тронхейма вышли 17 августа и прибыли на место трагедии только 20-го. На следующий день норвежские водолазы вскрыли крышку аварийного люка подлодки и констатировали: живых на "Курске" нет.
Президента Владимира Путина критиковали за то, что в первые дни трагедии он продолжал отпуск и не высказывался о судьбе подводников. В сентябре 2000 года известный ведущий CNN Ларри Кинг в прямом эфире спросил Путина: "Что случилось с российской подводной лодкой?" Президент ответил с улыбкой: "Она утонула".
Правительственное расследование обстоятельств катастрофы так и не выявило прямых виновников трагедии. Руководство Северного флота, организовавшее учения, во время которых погиб "Курск", было отправлено в отставку, но не понесло никакого наказания. Военные прокуроры закрыли дело в июле 2002 года, заявив, что после взрыва торпеды шансов на спасение не было ни у одного из 23 моряков.
Это решение не устроило адвоката Бориса Кузнецова. Заручившись поддержкой полусотни родственников погибших моряков, он организовал собственное расследование и пытался убедить различные судебные инстанции в двух фактах: некоторые члены экипажа "Курска" оставались живы после взрыва не менее двух суток; спасательные работы в Баренцевом море начались не через 8 часов после затопления субмарины, как это утверждает флотское начальство, а значительно позже. Однако ничего доказать ему не удалось.
Так или иначе, трагедия "Курска" показала, что флот не располагает силами, способными спасти моряков в чрезвычайных ситуациях, а его командование скрывает детали ЧП.
О катастрофе пятилетней давности напомнило недавнее происшествие с батискафом АС-28 "Приз", застрявшим на глубине около 200 метров у берегов Камчатки. На этот раз Россия не постеснялась принять иностранную помощь, несмотря на то что в районе аварии находилось секретное военное оборудование и военному руководству приходилось выбирать между секретностью и жизнями семерых человек. В результате британские спасатели успели прибыть вовремя и спасли россиян с помощью глубоководных аппаратов "Скорпио".
К руководству ВМФ России остается много вопросов. В ходе операции по спасению оно давало противоречивую информацию о том, сколько воздуха, воды и пищи оставалось на батискафе. Кроме того, о самой аварии стало широко известно лишь через сутки после того, как она произошла, когда жена одного из затонувших подводников, не дождавшись его дома, подняла тревогу - стал звонить в СМИ и морскому командованию.
Главным итогом расследования ЧП с батискафом, как ожидается, станет отставка главкома ВМФ Владимира Куроедова. Возможно, это произойдет в сентябре, когда у него закончится контракт, который не будет продлен. При Куроедове флот пережил две катастрофы атомных субмарин - "Курска" в 2000 году и субмарины К-159 в 2003-м. Всего в этих авариях погибли 127 подводников, но главкому удалось удержаться на своем посту. Правда, после гибели "Курска" адмирал Куроедов просил президента Путина об отставке, но тот ее не принял.
Инцидент с АС-28 показал, что российский ВМФ спустя пять лет после катастрофы "Курска" по-прежнему не имеет эффективной аварийно-спасательной службы.
Военные эксперты считают, что спустя пять лет после гибели "Курск" не удалось до конца решить проблему оснащения флота необходимыми аварийно-спасательными средствами и обеспечить подготовку соответствующих кадров. Как заявил бывший командир 40-го HИИ аварийно-спасательных работ и водолазного и глубоководного дела Минобороны России вице-адмирал Юрий Сухачев, "речь в первую очередь идет о практически полном отсутствии результата по восстановлению утраченных былых достижений аварийно-спасательной службы". "После гибели "Курска" главком (Владимир Куроедов - "Полит.ру") не проявил настойчивости в разработке и принятии целевой программы восстановления спасательного флота", - заявил Сухачев.
Один из непосредственных участников операции в Баренцевом море, который попросил не называть его имени, считает, что "за время, прошедшее со дня гибели лодки, сделано многое в плане оснащения военных водолазов". По его словам, оборудование, закупленное Россией после гибели подлодки, по некоторым параметрам даже превосходит то, которое использовали британцы при спасении батискафа АС-28 на Камчатке. "Вместе с тем, проблема, которая действительно пока не решена, - это отсутствие профессионалов, способных управлять этой высокотехнологичной техникой. Оборудование есть, только обслуживать его некому: если "Скорпио" сопровождали более 10 британских специалистов, у нас на обслуживании аппарата - два мичмана или один офицер", - сказал он.
"И никто не сможет нас застраховать от повторения как "Курска", так и ЧП на Камчатке", - добавил источник.