Вкратце о том, что волнует сейчас социологов. Четыре уже проведенных опроса и еще один, который начала проводить Общественная палата силами своего сайта. Ну так, ничего особенного, зато - общая картинка того, как на этой неделе устроена жизнь в ее разных сферах.
1. Гордость за госсимволику. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМом, "россияне в целом хорошо ориентируются в государственной символике, причем герб, флаг и гимн у большинства вызывают чувство гордости".
Вообще, в такой форме это означает что ли явную тягу к символизму. Дальнейшее эту версию только подтверждает: "Опрос показал, что для большинства россиян (57%) олицетворением нашей страны является, в первую очередь, ее государственная символика (флаг, герб, гимн), которая вызывает гордость и восхищение. Прежде всего такие эмоции испытывают по отношению к флагу – 58%, к гербу – 57%, к гимну – 59%. Симпатию к государственным символам испытывают 30%. Безразличным к официальной символике государства остается каждый десятый (флаг – 9%, герб – 11%, гимн – 10%). Негативные чувства выразили лишь около 1%".
То есть, непонятно же: в самом ли деле главное в жизни – символы? Похоже, что тут что-то не в порядке с фразой "для большинства россиян (57 %) олицетворением нашей страны является, в первую очередь, ее государственная символика". Ну потому, что из дальнейшего понятно, что других предметов для гордости опрошенным просто не предлагали. Дальше там о том, что "В целом уровень знаний россиян о государственной символике страны за последние десять лет заметно повысился. Российский триколор верно описывают 69% сограждан (против 56% в 2004 году), при этом в последние несколько лет эта доля практически не изменялась". Однако, эта идиллия отчасти нарушается следующим фактом: "Каждый четвертый смог назвать цвета флага, однако ошибочно указал их расположение".
2. О том, как в России мало пьют. Согласно ФОМу, "в тройку самых распространенных у респондентов алкогольных напитков вошли водка, пиво и вино - о любви к ним говорили соответственно 31%, 31% и 30% опрошенных. Далее в предпочтениях россиян идут коньяк, виски и ром (13%), самогон (6%), наливки, домашнее вино (5%)".
Но это пока был только завлекающий маневр, основной вопрос другой: "одобряют ли респонденты повышение с 1 августа цен на водку?". Ответы, признаться, довольно странные: "32% - одобряют, 31% - нет, 37% затруднились с оценкой". Впрочем, эти 32% могут составлять непримиримые борцы с выпивкой.
Среди тех, кто не одобряет повышение цен, те, кто считает эту меру бессмысленной, так как "люди все равно будут употреблять алкоголь" (11%).Опасаются, что граждане будут пить суррогаты, самогон, больше будет алкогольных отравлений (7%). Некоторые говорят о "новом ударе по бюджету простых семей" (6%).
Но там еще несколько цифр, которые уже приводят в некоторое изумление, заставляя даже сомневаться в адекватности опроса: "выяснилось, что "70% россиян употребляют спиртные напитки с разной периодичностью, при этом число еженедельно потребляющих алкоголь составило в целом 10%". Остальные: "Сейчас 19% респондентов признались, что любят побаловаться спиртным два-три раза в месяц, а 39% - несколько раз в год. 30% сообщили, что никогда не употребляют алкогольные напитки".
Чтобы только 19 % еженедельно? Но, может, все дело в вопросе: "еженедельно" было, а "чаще" – уже нет? И, опять же, может так и спрашивали, "побаловаться", а для многих уж какое тут баловство, когда дело серьезное, ну а такого варианта овтета в опроснике тоже не было.
Что касается 1 августа: в этот день минимальные цены на водку на были повышено 10,5% и это уже второе повышение цен в течение года, в первый раз цены повысились 11 марта 2014 года. Теперь, с 1 августа минимальная цена на пол-литровую бутылку водки составила 220 рублей (ранее - 199 рублей).
3. Почти международное. Согласно опросу "Левада-Центра".58% и 55% россиян считают, что Абхазия и Южная Осетия соответственно, являются независимыми государствами. Есть и нюансы: 52% полагают, что Абхазия должна оставаться независимой, однако 22% уже называют Абхазию частью России, а 25% уверены, что она должна войти в состав РФ. Каждый десятый (9%) назвал ее частью Грузии, почти столько же (8%) высказались за ее вступление в состав Грузии.
Что до Южной Осетии, то 51% сказали, что она должна оставаться независимой. 22% уже считает Южную Осетию частью России (24% - что должна войти в состав России). Еще 11% относят Южную Осетию к части Грузии (8% - должна войти в состав Грузии).
54% полагают, что Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии не принесло России ни пользы, ни вреда. 23% считают, что это пошло России только на пользу, 10% - что во вред. 13% ответить затруднились. 43% участников опроса считают, что Россия правильно поступает, оказывая Абхазии и Южной Осетии финансовую помощь, обратной точки зрения придерживаются 32%, 17% ответить затруднились.
Опрос был проведен явно к тому, что 24 августа пройдут внеочередные выборы президента Абхазии. На пост президента там баллотируются четыре генерала: и.о. главы Службы госбезопасности республики Бжания, экс-министр внутренних дел Дзапшба, и.о. министра обороны Кишмария и лидер оппозиционной партии "Форум народного единства" Хаджимба. Все они выступают за дальнейшее развитие дружественных связей Абхазии и России, но, вероятно, имеют на уме что-то свое каждый.
А также напоминание: Южная Осетия заявила о своей независимости и отделении от Грузии сразу после вооруженной агрессии Тбилиси против нее в начале августа 2008 года. Независимость и суверенитет Южной Осетии, а также другой бывшей грузинской автономии - Абхазии - признали Россия и еще несколько государств.
4.Неизвестные блоггеры-тысячники. По данным ФОМа, о том, кто такие блогеры, знают 48% россиян, почти столько же граждан (47%) никогда о них не слышали, еще 5% затруднились с ответом.
В ФОМе уточнили на тему ассоциаций, которые приходят в голову россиянам, когда они слышат слово "блогер". Выяснилось, что респонденты в курсе, что что блогеры ведут свою страницу в интернете, обсуждают в сети разные темы и выкладывают свои размышления. Некоторые граждане считают их журналистами или писателями, называют бездельниками или болтунами, распространителями "пустой и вредной информации", людьми, "зарабатывающими деньги в интернете" (надо полагать, такие варианты подсказал сам ФОМ). 40% затруднились назвать каких-либо известных им блогеров. Самым популярным стал Навальный - его знают 3% из тех, кто вообще слышал слово "блогер".
Но, тем не менее, 14% россиян уверены, что блогеры приносят и вред, и пользу в равной степени, 9% оценивают их деятельность нейтрально, 7% убеждены, что блогеры приносят больше пользы, а 5% - что от них больше вреда. Еще 12% затруднились с ответом, а 52% россиян вообще не смогли высказать свою точку зрения – ну вот потому, что слово "блогер" не знакомо.
И совсем уже кисло с законом, согласно которому с 1 августа к блогам с ежедневной посещаемостью более 3 тыс. пользователей применяются те же требования, что и к СМИ. О законе знают или что-то слышали только 18% опрошенных. 9% относятся к этому закону положительно, 3% - отрицательно. Причем, даже в интернет-аудитории (которая, по данным ФОМ, составляет 48% россиян) и законе слышали 30%.
5. Будущие последствия 1-го сентября. Общественная палата запустила интернет-опрос о том, сколько стоит подготовка школьника к новому учебному году. Там бытовые дела: во сколько обходится покупка школьной формы, портфеля, канцелярских принадлежностей, учебников и цветов для педагогов.
По словам зампреда комиссии палаты по развитию науки и образования Любови Духаниной, "волнения родителей, которые рассчитывают расходы к началу нового учебного года, вполне обоснованы", поскольку "цены на традиционные школьные товары иногда растут быстрее, чем зарплаты родителей". Смысл опроса не совсем понятен, поскольку - по ее же словам - "в прошлом году только в Москве у 20% семей не хватало денег на обеспечение ребенка к школе всем необходимым". Ну то есть, не хватило, они это знают и что? Решили провести новый опрос, чтобы изучить динамику?