будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Абхазия водка социология Южная Осетия
Май 21, 2025
Страна
Епиходов Олег

Пять опросов недели

Пять опросов недели
bumaggit1
Иллюстрация: Сергей Елкин

Вкратце о том, что волнует сейчас социологов. Четыре уже проведенных опроса и еще один, который начала проводить Общественная палата силами своего сайта. Ну так, ничего особенного, зато -  общая картинка того, как на этой неделе устроена жизнь в ее разных сферах.

1. Гордость за госсимволику. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМом, "россияне в целом хорошо ориентируются в государственной символике, причем герб, флаг и гимн у большинства вызывают чувство гордости".

Вообще, в такой форме это означает что ли явную тягу к символизму. Дальнейшее эту версию только подтверждает: "Опрос показал, что для большинства россиян (57%) олицетворением нашей страны является, в первую очередь, ее государственная символика (флаг, герб, гимн), которая вызывает гордость и восхищение. Прежде всего такие эмоции испытывают по отношению к флагу – 58%, к гербу – 57%, к гимну – 59%. Симпатию к государственным символам испытывают 30%. Безразличным к официальной символике государства остается каждый десятый (флаг – 9%, герб – 11%, гимн – 10%). Негативные чувства выразили лишь около 1%".

То есть, непонятно же: в самом ли деле главное в жизни – символы? Похоже, что тут что-то не в порядке с фразой "для большинства россиян (57 %) олицетворением нашей страны является, в первую очередь, ее государственная символика". Ну потому, что из дальнейшего понятно, что других предметов для гордости опрошенным просто не предлагали. Дальше там  о том, что "В целом уровень знаний россиян о государственной символике страны за последние десять лет заметно повысился. Российский триколор верно описывают 69% сограждан (против 56% в 2004 году), при этом в последние несколько лет эта доля практически не изменялась". Однако, эта идиллия отчасти нарушается следующим фактом: "Каждый четвертый смог назвать цвета флага, однако ошибочно указал их расположение". 

2. О том, как в России мало пьют.  Согласно ФОМу, "в тройку самых распространенных у респондентов алкогольных напитков вошли водка, пиво и вино - о любви к ним говорили соответственно 31%, 31% и 30% опрошенных. Далее в предпочтениях россиян идут коньяк, виски и ром (13%), самогон (6%), наливки, домашнее вино (5%)".

Но это пока был только завлекающий маневр, основной вопрос другой: "одобряют ли респонденты повышение с 1 августа цен на водку?". Ответы, признаться,  довольно странные: "32% - одобряют, 31% - нет, 37% затруднились с оценкой". Впрочем, эти 32% могут составлять непримиримые борцы с выпивкой.

Среди тех, кто не одобряет повышение цен, те, кто считает эту меру бессмысленной, так как "люди все равно будут употреблять алкоголь" (11%).Опасаются, что граждане будут пить суррогаты, самогон, больше будет алкогольных отравлений (7%). Некоторые говорят о "новом ударе по бюджету простых семей" (6%).

Но там еще несколько цифр, которые уже приводят в некоторое изумление, заставляя даже сомневаться в адекватности опроса: "выяснилось, что "70% россиян употребляют спиртные напитки с разной периодичностью, при этом число еженедельно потребляющих алкоголь составило в целом 10%". Остальные: "Сейчас 19% респондентов признались, что любят побаловаться спиртным два-три раза в месяц, а 39% - несколько раз в год. 30% сообщили, что никогда не употребляют алкогольные напитки".

Чтобы только 19 % еженедельно? Но, может, все дело в вопросе: "еженедельно" было, а "чаще" – уже нет? И, опять же, может так и спрашивали, "побаловаться", а для многих уж какое тут баловство, когда дело серьезное, ну а такого варианта овтета в опроснике тоже не было.

Что касается 1 августа: в этот день минимальные цены на водку на были повышено 10,5% и это уже второе повышение цен в течение года, в первый раз цены повысились 11 марта 2014 года. Теперь, с 1 августа минимальная цена на пол-литровую бутылку водки составила 220 рублей (ранее - 199 рублей).

3. Почти международное. Согласно опросу "Левада-Центра".58% и 55% россиян считают, что Абхазия и Южная Осетия соответственно, являются независимыми государствами. Есть и нюансы: 52% полагают, что Абхазия должна оставаться независимой, однако 22% уже  называют Абхазию частью России, а 25% уверены, что она должна войти в состав РФ. Каждый десятый (9%) назвал ее частью Грузии, почти столько же (8%) высказались за ее вступление в состав Грузии.

Что до Южной Осетии, то 51% сказали, что она должна оставаться независимой. 22% уже считает Южную Осетию частью России (24% - что должна войти в состав России). Еще 11% относят Южную Осетию к части Грузии (8% - должна войти в состав Грузии).

54% полагают, что Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии не принесло России ни пользы, ни вреда. 23% считают, что это пошло России только на пользу, 10% - что во вред. 13% ответить затруднились. 43% участников опроса считают, что Россия правильно поступает, оказывая Абхазии и Южной Осетии финансовую помощь, обратной точки зрения придерживаются 32%, 17% ответить затруднились.

Опрос был проведен явно к тому, что 24 августа пройдут внеочередные выборы президента Абхазии. На пост президента там баллотируются четыре генерала: и.о. главы Службы госбезопасности республики Бжания, экс-министр внутренних дел Дзапшба, и.о. министра обороны Кишмария и лидер оппозиционной партии "Форум народного единства" Хаджимба. Все они выступают за дальнейшее развитие дружественных связей Абхазии и России, но, вероятно, имеют на уме что-то свое каждый.

А также напоминание: Южная Осетия заявила о своей независимости и отделении от Грузии сразу после вооруженной агрессии Тбилиси против нее в начале августа 2008 года. Независимость и суверенитет Южной Осетии, а также другой бывшей грузинской автономии - Абхазии - признали Россия и еще несколько государств.

4.Неизвестные блоггеры-тысячники. По данным ФОМа, о том, кто такие блогеры, знают 48% россиян, почти столько же граждан (47%) никогда о них не слышали, еще 5% затруднились с ответом.

В ФОМе уточнили на тему ассоциаций, которые приходят в голову россиянам, когда они слышат слово "блогер". Выяснилось, что респонденты в курсе, что что блогеры ведут свою страницу в интернете, обсуждают в сети разные темы и выкладывают свои размышления. Некоторые граждане считают их журналистами или писателями, называют бездельниками или болтунами, распространителями "пустой и вредной информации", людьми, "зарабатывающими деньги в интернете" (надо полагать, такие варианты подсказал сам ФОМ).  40% затруднились назвать каких-либо известных им блогеров. Самым популярным стал Навальный - его знают 3% из тех, кто вообще слышал слово "блогер".

Но, тем не менее, 14% россиян уверены, что блогеры приносят и вред, и пользу в равной степени, 9% оценивают их деятельность нейтрально, 7% убеждены, что блогеры приносят больше пользы, а 5% - что от них больше вреда. Еще 12% затруднились с ответом, а 52% россиян вообще не смогли высказать свою точку зрения – ну вот потому, что слово "блогер" не знакомо.

И совсем уже кисло с законом, согласно которому с 1 августа к блогам с ежедневной посещаемостью более 3 тыс. пользователей применяются те же требования, что и к СМИ. О законе знают или что-то слышали только 18% опрошенных. 9% относятся к этому закону положительно, 3% - отрицательно. Причем, даже в интернет-аудитории (которая, по данным ФОМ, составляет 48% россиян) и законе слышали 30%.

5. Будущие последствия 1-го сентября. Общественная палата запустила интернет-опрос о том, сколько стоит подготовка школьника к новому учебному году. Там бытовые дела: во сколько обходится покупка школьной формы, портфеля, канцелярских принадлежностей, учебников и цветов для педагогов.

По словам  зампреда комиссии палаты по развитию науки и образования Любови Духаниной, "волнения родителей, которые рассчитывают расходы к началу нового учебного года, вполне обоснованы", поскольку "цены на традиционные школьные товары иногда растут быстрее, чем зарплаты родителей". Смысл опроса не совсем понятен, поскольку - по ее же словам - "в прошлом году только в Москве у 20% семей не хватало денег на обеспечение ребенка к школе всем необходимым". Ну то есть, не хватило, они это знают и что? Решили провести новый опрос, чтобы изучить динамику? 

Епиходов Олег
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).