- Как проходила процедура заслушивания доклада в Комитете ООН?
- Комитет ООН против пыток заслушивает периодический доклад Российской Федерации по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания каждый раз в шесть лет. Основная цель доклада v отчитаться перед ООН о том, каким образом в стране ведется работа по предотвращению применения пыток и произвести благоприятное впечатление на мировое сообщество.
С 13 по 17 мая в штаб-квартире ООН в Женеве прошло очередное заседание Комитета. Доклад российской стороны и дополнения к нему , были зачитаны руководителем российской делегации, главой ГУИН Минюста Юрием Ивановичем Калининым. Доклад охватывал события с 1996 по 2002 включительно. В соответствии с процедурой, сообщение Калинина было прокомментировано членами Комитета, которые представили достаточно пространные вопросы по поводу предоставленных российской стороной сведений. После этого российская сторона получила сутки на то, чтобы подготовить ответы на эти вопросы, затем у комиссии было 2 дня для того чтобы вынести свое заключение по докладу и представить рекомендации, которые были утверждены 17 числа. Вот так, в течение пяти дней проходит процедура международной отчетности.
- Каким образом при тех ужасных фактах применения пыток в России, стране удалось успешно защитить официальный доклад перед Комитетом ООН?
- Как в докладе, так и в ответах на вопросы Комитета ООН, дипломаты v члены официальной российской делегации использовали самые разнообразные средства для того чтобы скрыть истинный масштаб применения пыток на территории РФ. Некоторые приемы можно продемонстрировать на примере той части доклада, которая касалась применения пыток сотрудниками федеральных силовых структур на территории Чечни.
В российском законодательстве вообще отсутствует юридическое понятие «пытка». В мировой практике это понятие определяется как «насилие в отношении личности со стороны государственного служащего». В Уголовном Кодексе РФ этому понятию отчасти соответствуют две статьи v «принуждение к даче показаний» и «истязания». Такой юридический «зазор» позволил российской стороне привести большую статистику приговоров за применение пыток, и, как правило, эти эпизоды касались истязаний на семейной и бытовой почве, а из многотысячной статистики уголовных дел непосредственно связанных с применением пыток сотрудниками государственных структур в доклад попало только 26 эпизодов.
- А как же Чечня? Ведь о фактах применения там пыток постоянно говорят СМИ?
- Формально в России ни один военный не осужден за использование пыток в Чечне, что дает России право говорить, что там пытки не применяются.
- То есть впрямую обвинить в пытках военных не удается. Но ведь существует статья 126 УК РФ «похищение человека»-
- В отношении сотрудников федеральных силовых структур в Чечне по этой статье в период с 1996 по 2002 год прокуратурой было возбуждено более 450 уголовных дел. В докладе утверждается, что в Чечне по этой статье уже осуждено 22 человека, причем из контекста следует, что все это v сотрудники федеральных силовых структур, осужденные за применение пыток, тогда как на самом деле эти дела вообще не касались военных v приговоры были вынесены гражданским людям по обвинению в похищении гражданских же.
- Неужели Комитет ООН удовлетворился такими объяснениями?
- Комитет ООН задал дополнительные вопросы о масштабах применения пыток в Чечне, на которые российская делегация ответила десятью пунктами, смысл которых сводился к перечислению нескольких сот уголовных дел переданных в суд, но умолчала о об общем числе заявлений граждан, о применении к ним насилия со стороны военных, полученных аппаратом спецпредставителя президента РФ в Чечне Владимира Каламанова, а это больше 24 тыс жалоб.
- Есть ли еще у дипломатов способы ухода от необходимости напрямую отвечать на неудобные вопросы Комитета?
- В официальном докладе был дан подробный отчет о ходе расследования по поводу обнаруженного весной 2001 года рядом с Ханкалой в дачном поселке «Здоровье» массовое захоронение десятков человеческих тел. Из контекста выступления следовало, что массовую казнь осуществили, скорее всего, боевики. Калинин не упомянул о том что эти люди по свидетельству родственников были задержаны сотрудниками федеральных силовых структур, а после этого найдены их тела. В официальном докладе существенно занижено число пропавших без вести в Чечне. Это число проводится по количеству возбужденных уголовных дел, их более четырехсот, но списки пропавших без вести в Чеченской республике существенно больше и содержат примерно 1300 фамилий.
- По возвращении из Женевы Юрий Калинин сообщил, что Комитет ООН положительно оценил меры принятые Россией по профилактике применения пыток в России.
- Действительно, самым позитивным изменением в области профилактики применения пыток было принятие Государственной Думой РФ поправки в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, которая говорит о том, что арест подозреваемого не может быть произведен без решения суда.
Комитет ООН отметил это положительное изменение в правоохранительной системе России. Но, к сожалению, эта мера необходима, но не достаточна. Мировая практика показывает, что в процессе улучшения контроля за местами содержания и следствия, физическое насилие перемещается на более ранние этапы. С ареста на задержание, с задержания на доставление до камеры предварительного заключения. Если правоохранительные органы могут проводить какие-либо следственные или оперативные действия без присутствия адвоката на ранних этапах v физическое насилие будет применяться именно в это время. А дальнейшие действия следователей будут направлены на то, чтобы подозреваемый подтвердил ранее данные показания. Кроме того, к введению такой юридической нормы у нас не готов суд. У нас нет для этого достаточного количества судей, которые бы выносили решения об аресте. Поэтому кроме введения соответствующей нормы в УПК необходимо вести профилактическую работу по предотвращению пыток.
- Но от одной поправки положение с применением пыток, видимо, существенно не улучшится.
- Вы правы. МВД, армия, тюрьма, детские дома v варианты закрытых структур, которые, оставаясь бесконтрольными, создают условия для применения пыток. Ситуация решаема там, где есть контроль, а контроль есть там, где есть процедура, которую можно контролировать. В Чечне ситуация сознательно поставлена властью вне законодательства как международного так и российского. В местах содержания задержанных на фильтропунктах не ведется какая-либо документация по которой можно было бы проверить кто и когда туда доставляли. Невозможен никакой контроль в воинских частях и в местах расположения спецподразделений.
- К сожалению, невозможно бороться с применением пыток только в одной государственной структуре. И МВД, и армия, и тюрьмы в российской действительности тесно связаны между собой.
Тесная связь проблем Чечни, армии и тюрем и перетекание криминального опыта в армейский и обратно демонстрирует дело об убийстве в 1999 году депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова. В ходе судебных слушаний выяснилось, что двое киллеров убивших Новоселова, когда им потребовалось скрыться от следствия, завербовались контрактниками спецназа ГРУ, который действовал после этого в Урус-Мартановском районе. С другой стороны есть масса случаев, когда люди вышедшие из армейской среды попадают в криминальную, а затем тюремную среду. Причем не просто из армии, а из Чечни.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Памятная записка о пытках в Российской Федерации в Комитет ООН против пыток. Хьюман Райтс Вотч