будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна
Нуреев Булат

Радикальный ресурс Путина

Радикальный ресурс Путина
52_02

Большая Кремлевская пресс-конференция даст новый виток рассуждениям на тему «who is mr. Putin». Предлагаю поставить вопрос иначе: в чем состоит ресурс его политики? Политически ресурс Путина – в радикализме. Он пришел с фразой «мочить в сортирах», продолжил «равноудалением олигархов» и все еще удерживает полную инициативу на всем российском политическом поле "назначаемостью губеранторов" и национализацией "Юганска". Все остальные - «силовики», «либералы» - борются не в публичном поле, а прямо по Достоевскому – за душу этого человека. В общественном сознании он – автор всех политических преобразований, и радикальность этих реформ питает его политический рейтинг.

Но этот ресурс заканчивается, и серьезной ему угрозой является ситуация на рубежах России. Терракты, источник которых в общественном сознании удалось локализовать в Чечне – выколотой точке отечественного пространства, Прибалтика, которая, вступив в ЕС, откровенно плюет на мнение России, Грузия, Украина – все это угрозы режиму Путина. После Украины об этом сегодня говорит уже не только Бжезинский, но и Саакашвили.

Путин понимает эту угрозу и электорально с нею работает. Его риторика становится все жестче, а тема национальных интересов России в постсоветском мире звучит все звонче. Но за пределами страны, в отличие от России, где все реальное противостояние Путину сведено к бюрократическому саботажу, есть другие субъекты, гораздо более мощные, чем Россия. ЕС и США видят территорию бывшего СССР как зону своего влияния, и у России не хватает умения и ресурсов для того, чтобы этому противостоять.

Неудачи или то, что подается как неудачи (например, Украина) внешней политики России могут быть конвертированы в ресурс для идеологической борьбы к 2008 году. И то, что сейчас уже есть попытки с разных флангов - как СПС, так и «Родины» - воспользоваться этим ресурсом, делает вопрос о том, куда пойдет вектор российской власти после 2008 года, драматичным, как мхатовская пауза.

В России к 2008 году будет востребован радикализм и радикальная идеология. «Радикальней, чем Путин» – будет главным посылом победной президентской кампании. Для этого, как показали Украина и Ющенко, даже необязателен какой-либо кризис, достаточна убедительная моральная риторика, которая ляжет на широкие массы недовольных существующим положением вещей. Стабильность тут даже опасна, поскольку порождает опасения, что существующий порядок вещей будет зафиксирован навсегда, и люди навсегда будут закреплены в их сегодняшнем неудовлетворительном для большинства социальном положении.

В чем будет заключаться этот радикализм? В России будет востребована державная идеология. И это - объективный факт: население будет ждать радикального ответа на последнее историческое поражение XX века, национальное и социальное унижение, продолжающееся в XXI. И это - не признак какой-то специальной ущербности народа, как, увы, еще многие думают. Даже те наши соседи, что ориентируются на "европейский выбор" опираются на ту же, державную, а местами и националистическую идеологию, просто у них энергия освобождения и самостоятельности направлена, в основном, против Москвы, а не против Запада. 

Но содержание реальной политики внутри этой идеологии может оказаться разным.

Первый путь - в России будет усилен крен на создание полицейского государства (под лозунгом централизации и концентрации ресурсов для адекватного ответа на грозящие России внешние вызовы). Полицейское государство будет со всеми своими прелестями: сильный контроль над бизнесом, укрепление роли армии и спецслужб, усиление распределяющей функции государства, уменьшение гражданских свобод (сохранение прописки, дальнейший контроль над медиа и т.д.). Путь наиболее легкий, поскольку несостоятельным и несвободным населением легче управлять. Ближнее зарубежье мы при этом потеряем, так как при организации «бархатных революций» России будет приписана роль «империи зла» и главного пугала на постсоветском пространстве. А агрессивность во внешней политике будет признаком слабости.

Второй путь – использование ресурсов населения России – в подавляющем числе образованного и городского населения (а значит, готового к новому экономическому рывку). Это потребует либерализации налогового законодательства и условий ведения бизнеса, поощрение мобильности населения, вывода населения из тени экономических отношений, минимизацию коррупции, усиления роли судов, образования и т.д. Это значит, что будет востребовано право как способ защиты собственности и свобод, право как атрибут гражданина, в случае России - гражданина империи. Во внешней политике это будет означать партнерскую и даже союзническую риторику, существующую подчас с жесткой конкуренцией - как сейчас происходит в отношениях США и Европы.

Для политики в ближнем зарубежье это означает, что Россия должна стать образцом стандарта жизни на территории бывшего СССР, а в дальнейшей перспективе – конкурировать на этом поле с Европой. Это предельно тяжело, но не так уж и невозможно - следует ожидать снижения жизненных стандартов в самой объединенной Европе. Во-первых, ей нужны экономические ресурсы для конкуренции с Соединенными Штатами, а на фоне стагнирующей экономики их придется вынимать из социального сектора или, во всяком случае, перестать их туда инвестировать. Во-вторых, у Европы пропала необходимость идеологической конкуренции с  СССР, чья система социальных гарантий служила вызовом и толчком для развития в Европе «государства всеобщего благосостояния». В первую очередь, это должно отразиться на странах-новичках Евросоюза, которых «старая Европа» не намерена дотягивать до своего уровня благосостояния: Франция и Германия суть иное, нежели Польша и Литва.

Эффективность политики России в ближнем зарубежье в ближайшие и последующие годы будет зависеть от ее экономического и социального роста, ее отношения к своим гражданам. Кто-то задал вопрос: «Если США претендуют на строительство однополярного мира, почему мы не выбираем американского президента всем земным шаром?» В 2008-м россияне могут сделать выбор за все постсоветское пространство, не оставив соседям иного пути.

Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).