До августа еще далеко, но сезон техногенных катастроф в России, похоже, уже открыт. 2 июня, незадолго до падения ракеты-носителя «Протон-М», информагентства сообщили о крушении вертолета Ми-8 в Якутии. Первоначально МЧС распространило информацию о «жесткой посадке», но вскоре СМИ стало известно, что после столкновения с землей произошли взрыв и возгорание.
По предварительным сведениям, на борту находились 28 человек, среди них восемь детей в возрасте до 12 лет и три ребенка в возрасте до трех лет. К настоящему моменту известно, что большинство пассажиров погибли. Пока спасатели пытаются добраться до места инцидента, связь с выжившими поддерживается по спутниковому телефону.
Воздушное судно, принадлежащее авиакомпании «Полярные авиалинии», следовало из поселка Депутатский в село Казачье. Якутское управление МВД сообщило, что крушение произошло через 50 минут после вылета. Восточно-Сибирское подразделение Следственного комитета уточняет, что инцидент произошел около 5 часов по московскому времени.
Издание «Вечерний Якутск» приводит заявление представителя местного подразделения Следственного комитета в котором сказано, что рейс совершался в условиях тумана, и «на участке местности в верховье реки Юрях», в 45 километрах от места вылета, Ми-8 «столкнулся с сопкой». По другим данным, вертолет сначала задел склон винтом, после чего произошло падение.
Местные СМИ также сообщают, что выжить удалось только троим членам экипажа и матери с двухлетним ребенком, а остальные 23 человека погибли. Информационный портал «Якутия в наше время» уточняет, что в числе погибших значатся несколько высокопоставленных чиновников и представителей бизнес-структур.
Пока названы имена бывшего руководителя администрации президента и правительства Якутии, руководителя ОАО «Республиканская инвестиционная компания» Виктора Ефимова, а также руководителя фракции «Единой России» в парламенте Якутии Александра Морозкина. Они якобы совершали поездку «по предвыборным делам». Кроме того, есть сведения о том, что на борту находились представители авиакомпании «Алроса». Полный список пассажиров опубликован в местной прессе.
Управление Следственного комитета на транспорте уже сообщило о возбуждении уголовного дела по части 3 статьи 263 УК - «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». К выяснению обстоятельств инцидента приступил Межгосударственный авиационный комитет, сформировавший специальную комиссию для проведения расследования.
Главное управление МЧС по республике Саха (Якутия) сообщает, что для проведения поисково-спасательных работ в кратчайшие сроки была сформирована «группировка сил и средств численностью более 150 человек и более 40 единиц техники». Корреспонденты SakhaNews отмечают, что первый вертолет МЧС из-за низкой облачности смог приземлиться лишь в 15 километрах от места катастрофы. Экипаж и спасатели вынуждены ждать улучшения метеоусловий. Другими способами добраться до места крушения крайне затруднительно из-за «тайги, гор и отсутствия дорог», - поясняет издание.
Другой спасательный вертолет Ми-8, ранее вылетевший из Тикси, был вынужден вернуться на аэродром из-за нелетной погоды.
На сайте авиакомпании «Полярные авиалинии» на момент написания заметки отсутствует какая-либо информация о катастрофе. По данным Межгосударственного авиационного комитета, бортовой номер разбившегося воздушного судна — RA-22657. Согласно информации портала RussianPlanes, вертолет Ми-8ТВ с этим номером совершил первый полет еще в 1977 году и с тех пор находился в эксплуатации более 36 лет.
Ми-8ТВ («транспортный, вооруженный») использовался советскими военными с 1968 года. Кабина пилотов в этой модификации имеет укрепленный каркас и броню (в том числе бронестекла). Ми-8 считается одним из самых надежных и неприхотливых летательных аппаратов. Его охотно покупали десятки стран, и сейчас он является самым массовым двухдвигательным многоцелевым вертолетом в мире.