В интервью «Новой газете» президент Дмитрий Медведев рассказал о том, что в Сочи идет «полноценная политическая схватка». Также он предложил совместить в России свободу и достаток – «демократию и колбасу». Медведев доволен тем, что чиновники «предъявили народу» свои доходы, хотя это и не значит, что должностные лица поставлены под контроль. Исход нового процесса над Ходорковским президент назвал непредсказуемым. Медведев пока не собирается вступать ни в какую партию, а лучшей площадкой для дискуссий он считает Интернет.
См. также: Текст интервью Дмитрия Медведева «Новой газете»
Это стало первым интервью президента Медведева российскому печатному изданию. Об интервью Медведева попросил совладелец газеты Михаил Горбачев на встрече, которая прошла 29 января и была связана с убийством адвоката Станислава Маркелова и внештатного корреспондента «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Неделю назад Муратову позвонили из пресс-службы президента и сказали, что интервью возможно.
Самая интересная часть беседы прошла «за кадром», но Муратов процитировал ее в своем блоге:
Медведев: А знаете, почему я дал интервью именно «Новой газете»? Вы никогда никому ничего не лизали.
Муратов: !!! Жалко, я диктофон уже выключил...
Медведев: А вы можете и так передать эти мои слова. Я подтвержу, что их сказал.
Муратов также сообщил, что он договорился с Медведевым снова встретиться через два года, чтобы «подвести некоторые итоги».
В записанном же на диктофон интервью, которое многие нашли довольно скучным, Медведев среди прочего заявил, что сейчас в Сочи идет «полноценная политическая схватка». Что касается того, что кого-то из кандидатов снимают с выборов, то «на выборах всегда будут кандидаты, которые проигрывают, кандидаты, которых снимают, так во всем мире». «Граждане почти всегда делают выбор в пользу понятных политиков, а не известных звезд, но чем больше таких ярких событий – тем лучше для избирательной системы», – заявил Медведев.
В интервью зашла речь о конструкции «демократия в обмен на достаток», или «колбаса в обмен на свободу». Медведев выразил мнение, что неотъемлемые права и свободы человека и гражданина могут оказаться под угрозой, если общество нестабильно и в нем не обеспечивается элементарный достаток. «Нельзя противопоставлять демократии сытость», – сказал Медведев. На уточняющий вопрос «Предлагаете совмещение в России свободы и достатка?» он ответил «Да».
Рассуждая про обнародование деклараций о доходах и имуществе его подчиненных и подчиненных премьер-министра, Медведев сказал: «Очень неплохо, что впервые за всю историю Российского государства (этого не было никогда — ни при царе, ни при советской власти, ни в новейшей истории) все высшие должностные лица не просто написали — в налоговую инспекцию, например – о том, какие у них доходы и у их ближайших родственников, а предъявили это народу». По его словам, это привычка, которая должна сформироваться.
При этом Медведев считает нормальным, что некоторые жены чиновников оказались состоятельнее своих мужей. «Ничего особенного в том, что жены чиновников занимаются бизнесом, нет. Вопрос в другом: насколько это прозрачно?» – считает Медведев. Если должностное лицо занимается регулированием процессов в отрасли, а его супруг или супруга работает в крупной компании этой отрасли, это, по словам президента, неэтично. Если же это какой-то другой бизнес – ничего страшного.
О втором процессе над бывшими совладельцами ЮКОСа Медведев рассуждал недолго. Исход дела он назвал непредсказуемым: «Предсказуемость судебного решения, судебного приговора для президента – противоправна. Это – знак нарушения закона».
На вопрос о своей возможной партийности Медведев ответил отрицательно. По его словам, в нашей стране сейчас существует традиция «беспартийного президента». Он объяснил это недоразвитостью нашей политической системы. «В других странах президентами становятся люди, которые являются либо членами партии, либо лидерами политических движений. У нас пока не так», – сказал он. Когда мы к этому будем готовы, покажет политическая практика и политическая жизнь.
Интернет Медведев назвал «лучшей площадкой для дискуссий». Ничего более общественно значимого, ничего более активно заходящего в каждый дом и в то же время создающего возможность для прямых коммуникаций, чем Интернет, не придумано, сказал президент. Он также не согласен с тем, что чиновники постоянно пытаются установить над Сетью контроль.
Судя по довольно многочисленным комментариям читателей, ответы Медведева их впечатлили не сильно. Уже в первых постах люди пишут об «абсолютно расплывчатых аморфных ответах на конкретные вопросы», о том, что «судя по интервью Муратов ходил с Медведевым исключительно фоткаться» и вообще интервью «какое-то нецельное».
С этим согласен эксперт автономной некоммерческой организации «Институт региональной политики» Алексей Титков. В интервью «Полит.ру» Титков признал, что по содержанию заданные от лица «Новой газеты» вопросы были очень предсказуемыми, а ответы президента на них уклончивыми и неконкретными. В этом смысле президент не сказал в интервью чего-либо нового и важного.
По мнению эксперта, основная причина интереса к интервью заключается в том, что это интервью именно с «Новой газетой», которая считается выразителем точки зрения либеральной демократической оппозиции. В этом смысле речь идет о знаковом, символическом событии, нацеленном в основном на две группы: в первую очередь, на общественное мнение на Западе и руководители западных стран, во вторую – на либеральных оппозиционно настроенных граждан внутри России, сказал Титков.
Впрочем, директор Центра политической информации Алексей Мухин разглядел в интервью Медведева некоторые сигналы. «Дмитрий Медведев подчеркнуто старается отличаться от своего предшественника и в этой связи использует интересные и популярные методы», – сказал эксперт в интервью «Полит.ру».
По его словам, одновременно Дмитрий Медведев умело «флиртует» с обществом, например, «с помощью публикации деклараций чиновников аппарата правительства и президентского аппарата, спрашивая «Всем, наверное, понравилось это чтение?» И он подчеркивает, что это лишь первый шаг реализации задачи по установлению контроля над бюрократией, выставляя ее как фундаментальную задачу любого государства.
Медведев назвал и второй необходимый шаг – установление внутренней культуры чиновничества, которую он намерен культивировать в ближайшее время, отметил эксперт.
Также он отметил слова Медведева о том, что политическая партийная система недоразвита, и ее надо менять, в том числе с помощью изменений в законодательстве. «Тем самым Дмитрий Медведев дал понять, что его последние предложения по удлинению срока полномочий президента и парламента – это не последняя инициатива с его стороны», – предполагает политолог.
При этом Медведев, безусловно, выступил, как представитель того самого чиновничества, над которым собирается в ближайшее время наладить полный контроль. «Он, например, признал, что в Сочи идет «полноценная политическая схватка», признавая, что государство играет в регионе свою электоральную игру», – сказал эксперт.