В последний рабочий день перед майскими праздниками журнал «Русский пионер» опубликовал колонку Владимира Путина в которой тот рассказывает «о своих родителях на войне, о брате, о поразительных совпадениях, из которых состояла их и его жизнь и о том, как его родители не умели и не хотели ненавидеть своих врагов».
В этой статье Владимир Путин затронул немного более личные темы, чем от него обычно привыкли слышать россияне.
Предшественник Владимира Путина на посту президента России Бориса Ельцина много писал про свою семью в книгах. Его мать, Клавдия Васильевна, умерла в марте 1993 года и из этого никакого секрета сделать было невозможно — в тот момент разгорался конфликт между главой государства и Верховным советом, который к осени перерос в вооруженные столкновения в столице.
Владимир Путин тайны из жизни своих родителей не делал, но касался этой темы в интервью и других публичных выступлениях нечасто. Теперь же он описал события войны, юбилей окончания которой будет отмечаться чуть более чем через неделю, основываясь на воспоминаниях своих родителей, которыми те успели с ним поделиться.
Фактически статья президента — это изложение небольшого фрагмента семейной истории, жанра в России крайне непопулярного. Большинство россиян с трудом могут назвать имена своих прадедов и прабабушек, хотя, в принципе, заметная часть информации доступна в архивах. О причинах такой «короткой памяти» спорят социологи и политологи, но последствия ее видны невооруженным глазом.
По словам Путина в его семье, как и во многих других, родители не любили обсуждать с ним войну — большую часть историй он усвоил слушая разговоры взрослых. «Когда взрослые между собой разговаривали и вспоминали что-то, я просто был рядом. У меня вся информация о войне, о том, что с семьей происходило, появлялась из этих разговоров взрослых между собой. Но иногда они обращались и прямо ко мне», — пишет Путин.
Президент кратко описал боевой путь своего отца: до войны он служил в отряде подводных лодок в Севастополе, после возвращения в родной город жил в Петродворце и работал на оборонном заводе. Однако, несмотря на так называемую «бронь» от призыва, пошел на фронт добровольцем. Вначале его направили в диверсионный отряд НКВД, в котором после первой же заброски в тыл немцам выжили только четверо из 28 человек
После провала идеи заброски диверсионных группы в тыл врага отца Владимира Путина перевели на фронт — он воевал на знаменитом Невском пятачке, где был ранен и чудом переправлен через Неву в госпиталь: ему помог случайно оказавшийся рядом сосед из Петродворца.
Другая история связана с матерью президента, которая, как оказалось, была на волосок от смерти. Путин рассказал, что после ранения его отец вернулся из госпиталя домой на костылях и увидел, как санитары выносят из подъезда тела, среди которых он заметил свою супругу. «И он санитарам говорит: "Она же еще живая!" "По дороге дойдет, — говорят ему санитары. — Уже не выживет". Он рассказывал, что набросился на них с костылями и заставил поднять ее назад, в квартиру. <...> И он ее выходил. Она осталась жива», — пишет Путин.
Глава государства рассказал и о своем брате, которого никогда не видел. Первое время, когда отец Путина находился в госпитале, он мог передавать жене свой паек, чтобы она могла кормить ребенка, но позже врачи свидания запретили, а мальчика «явочным порядком», никого не спрашивая, забрали в детский дом, где он умер от дифтерита. Место захоронения удалось найти только недавно благодаря энтузиастам, оказалось что брат президента лежит на Пискаревском кладбище Петербурга.
Фактически можно сказать, что Владимир Путин родился в удачливой семье: и отец, и мать были выжили «на грани». У них погибли двое детей, но они решились на рождение еще одного. Причем в момент рождения Владимира Путина его матери был 41 год, это и сейчас немаленький возраст для беременности и родов.
Для сравнения, родители действующего президента родились в 1911 году, а родители Бориса Ельцина 1906 и 1908 годов рождения — почти ровесники. Но Борису Ельцину сейчас было бы 84 года, а Путину «всего» 62, они принадлежат к разным поколениям.
Можно предположить, что автор текста не стал бы поддерживать популярный в последнее время в России лозунг «если надо, повторим». Повторение такой войны — это не только героизм солдат и офицеров, но и голод, и гибель детей, а не только фронтовиков, это, в конце концов, миллионы жертв, память о которых может даже не сохраниться среди потомков — потому что потомков эти люди тоже не оставят.
Хочет ли президент таким способом мягко показать свое отношение к современной «победной истерии»? Или просто делится мыслями о войне с «образованным классом»? Вряд ли мы об этом когда-нибудь узнаем. Зато теперь чуть-чуть больше знаем о детстве президента и о том, из чего складывалась атмосфера в его семье.