Разделить российские школы на два типа предложил депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. Один тип будет нацелен на подготовку школьников в вузы, второй будет готовить детей для поступления в колледж.
По мнению депутата, такое разделение поможет снять остроту проблемы на рынке труда, где многие не могут трудоустроиться по профессии, сообщает телеканал «78». Петров также высказался относительно целесообразности изменения системы школьных оценок. По его мнению, в российском образовании нужна система с большим числом градаций, допустим, семибалльная или десятибалльная.
Напомним, вопрос перехода с пятибалльной системы оценки в школах на более дробную (например, десятибалльную) широко обсуждался в СМИ в конце июля - начале августа этого года. При этом сторонники идеи изменения системы оценки высказывали мнение, что нынешняя не позволяет учителю достаточно точно оценивать знания ученика. В то же время опрошенные «Полит.ру» эксперты отмечали, что если учитель затрудняется оценить знания ученика по пятибалльной системе, в системе с большим числом баллом сделать это ему не станет легче.
О том, возможно ли и нужно ли в России разделить школу по подобному признаку, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. По ее словам, такое разделение не является чем-то экзотическим, подобный опыт известен в мире; он применялся и до сих пор применяется в некоторых странах. Однако в России его применение не является необходимым.
«В Германии существует два типа школ: так называемые предуниверсарии (это гимназии и лицеи, где дети учатся, чтобы поступить в университет) и реальные школы, Realschule (школы, которые не готовят к поступлению в университет). В Realschule обучение короче примерно на два года; после них ребенок может поступать в какое-нибудь профессиональное училище и готовиться для того, чтобы работать. Это более практикоориентированное обучение.
Если вдруг ребенок, учащийся в Realschule, понимает, что хочет поступать в университет, то он досдает те предметы, которые учат в гимназиях и лицеях, и дальше учится там. Потом сдает экзамен наподобие нашего ЕГЭ – и может учиться в университете.
Примерно такая же система, разве что немного более жесткая, была создана Голландии. Там в 11 лет дети сдавали специальные тесты и общались с психологами, а по итогам определялось, может ребенок пойти по линии предуниверсария и поступать в университет или же пойдет по профессиональной линии, и в университет поступать не сможет, но сможет поступать в вузы, которые готовят по техническим профилям.
Сходная система была в свое время в Англии; потом, если не ошибаюсь, ею перестали пользоваться. Словом, в принципе такой опыт в мире есть, в этом нет особой экзотики. Но, на мой взгляд, для нашей страны этот опыт необязателен, потому что у нас сейчас примерно 43-45% школьников после девятого класса, сдав ОГЭ, уходят в систему среднего профессионального образования и начинают учиться либо по программам подготовки рабочих кадров, либо по программам подготовки специалистов среднего звена.
То есть сформировалась достаточно четкая система. И за последние годы приток в колледжи заметно вырос. Поэтому если автор инициативы беспокоится о том, что колледжи не получают необходимого контингента, то он сильно ошибается. Более того, по нашим расчетам к 2024 году число студентов в системе среднего профессионального образования может вырасти почти в полтора раза – с 2,1 миллиона до 3,2 миллиона человек. И, вообще говоря, система СПО к такому ожидаемому росту даже не готова.
Пока еще в вузы идет достаточно много народу, но их доля отчетливо сокращается. Если раньше из общего числа поступавших в первый класс в вузы шли примерно 55%, то теперь – примерно 48%. Да, некоторые из тех, кто идет в колледжи, потом поступают в вузы – совершают такой обходной маневр, чтобы не сдавать ЕГЭ. Но по большому счету уже не столько дети хотят идти в высшие учебные заведения, сколько родители все еще хотят, чтобы они шли. 89% родителей считают получение высшего образования обязательным для своих детей.
Пока после выпуска из среднего профессионального учебного заведения примерно 10% идет поступать в вузы.
И еще относительно разделения школ в России: в среднем родители предпочитают отдавать детей учиться в школы, которые находятся наиболее близко к их дому. Тогда получается, что все эти школы должны стать обычными, видимо? Или как? И, кроме того, у нас уже есть гимназии и лицеи», – сказала Татьяна Клячко.