будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Черкасов Александр

Разделенные властью

Разделенные властью
98_14

Данный текст является заметками к выступлению на митинге 29 июля 2004 года; разумеется, все это сказано не было, да и не могло быть произнесено за отведенные две минуты - но были, кажется, обозначены все темы, заявленные в этом тексте.

Было бы логично, если, выступая здесь от имени общества «Мемориал», я бы говорил об отказе государства - Российской Федерации - от материальных и моральных обязательств перед жертвами террора. Или о том, что, согласно Конституции, не могут приниматься законы, ущемляющие права и свободы граждан. Или же о том, что, согласно той же Конституции Россия - социальное государство, и в этом смысле пакет законов - вроде бы о замене льгот денежными выплатами, на самом деле, меняет общественный строй в стране.

Но все это так или иначе уже было сказано. И я заранее приношу извинения за свои слова - я постараюсь говорить то, что не сказали и не скажут другие ораторы.

Главные вопросы сегодня: «зачем» и «почему» - зачем это делается и почему мы здесь.

Ведь здесь, на площади нас не так уж и мало. Целых две, а может быть и три тысячи человек - на антивоенные манифестации приходит в несколько раз меньше народу. И телекамер присутствует немало. Но не нужно было быть провидцем, чтобы понять: массовому россиянину (читай - телезрителю) вряд ли сообщат что-то вразумительное об этом митинге. Тем более - о целой волне акций протеста, приуроченных к думскому голосованию по «льготному» пакету законов во втором чтении. Точно так же, не нужно быть провидцем, чтобы понять: законы эти будут приняты, несмотря на все эти акции. Здесь предлагали продолжать протесты, предлагали даже инициировать референдум - но вряд ли и эти инициативы принесут успех. «Поправленный» заранее Закон «О референдуме» делают практически невозможным его проведение по инициативе «снизу». По сути мы здесь - в центре Москвы - оказались в политическом тупике.

Но зачем нашей исполнительной власти эти «льготные» поправки, почему их протаскивают любой ценой, несмотря даже на очевидное социальное напряжение? Многочисленные ссылки на незаурядные личные качества наших властителей, звучавшие в предыдущих выступлениях - это эмоции, а отнюдь не аргументы.

Утверждается, что льготы, предоставляемые целым категориям населения, недостаточно адресны, не доходят по назначению, зато легко расхищаются чиновниками. А если-де путем монетизации их расшифровать в виде денежной помощи, они-таки дойдут до каждого из нуждающихся, а коррупция будет побеждена. Адресность и прозрачность, господа! Конечно, в этом рассуждении есть доля истины. Но если внимательно взглянуть на «льготный» пакет, становится ясно: из числа адресатов помощи государства исключаются целые категории социально незащищенных людей.

Это впечатление усилится, если рассмотреть другой важный для всех пакет законов, посвященный реформе жилищно-коммунального хозяйства. Жилищные гарантии для сирот, вчерашних детдомовцев, отменяются - тем самым государство закладывает мину замедленного действия под свое будущее. То же самое касается больных туберкулезом: ликвидируются положения жилищного законодательства, препятствовавшие распространению этого очевидно социального недуга. Примеры эти можно продолжать. Социальные проблемы, которые касаются всей страны и могут быть решены лишь усилиями всего государства, это самое государство со своих плеч сбрасывает.

Отказ государства от своей социальной ответственности происходит на фоне призывов к социальной ответственности бизнеса. Это выглядит особенно цинично на фоне завершающегося погрома и близящейся распродажи за бесценок ЮКОСа - наиболее прозрачной и социально ответственной российской кампании. Делалось это при полном одобрении народа и вроде бы для его же для блага... Но вот вышел «из тени в свет» начальник путинского секретариата Игорь Сечин - он теперь глава «Роснефти». Теперь можно не сомневаться, что дележ неправедно нажитого олигархами пройдет как обычно: «старшим горбушки, остальным тоже по справедливости».

Но, даже если отбросить эмоции, сказанное позволяет сделать вывод о ложности прокламируемых задач, но не о действительных целях государства. Действительно, зачем?

А есть ведь еще и третье направление этих вроде бы косметических реформ - отмена отсрочек от службы в армии - якобы служат там сейчас лишь около одной десятой из числа призывников, а теперь эту долю поднимут раза в три. Цифры-то эти на самом деле лукавые, полученные путем нехитрого шулерства - все последние годы призывали свыше трети. Если этот показатель утроить, получится больше ста процентов... что, впрочем, сразу указывает и на цели нынешней власти, и на абсурдность этих целей.

С этой «призывной» картой реформенный пасьянс «государственная Дума» вполне складывается. Зачем, для чего все это делается?

Очевидный ответ - для государства. Для модернизации - прежде всего, силовых и административных структур: армии, полиции, спецслужб. Они сегодня многочисленны, неэффективны и несовременны. Они, действительно, отстают от времени на десятилетия. Россия - даже если бросить всё и заниматься удвоением ВВП - не в состоянии поддерживать своих «силовиков» в прежнем числе и одновременно доводить до современного состояния. Если, конечно, не откажется, во-первых, от бремени жилищно-коммунального хозяйства и, во-вторых, от социальных обязательств. Что, как видим, и делается. У граждан же остается обязанность платить государству налоги и поставлять рекрутов.

И все это - для возвращения России статуса мировой державы. С одной оговоркой: если понимать государство, как сверхценный объект, стоящий отдельно и превыше своих граждан, если не считать атрибутами державы в начале XXI века развитые институты демократии и социальную сферу. Это, в общем, возвращение в первую половину века XX-го. Массовая мобилизационная армия - это ведь из того же самого прошедшего времени. В тридцатые годы прошлого века задача модернизации решалась в СССР теми же, по сути, методами - в сфере экономики тогда это было «раскулачивание» «нэпманов» и крестьянства, и «затягивание поясов» всею страною, и как политическое обеспечение - массовый террор.

Советская модернизация была куда радикальнее германской, поскольку шла за счет собственного населения - благосостояние же немцев было одной из целей нацистов вплоть до «тотальной мобилизации» 1944-го. Так что, по здравом размышлении, красные знамена должны здесь не протестовать против действий президента и правительства, но приветствовать их. Ведь сегодня, разоряя ЮКОС и отменяя льготы, Кремль не отказывается от советской традиции, напротив - продолжает ее. Беда в том, что с этими реформами Путин, как бы это помягче выразиться, опоздал: в итоге страна отнюдь не продвинется в будущее, но окажется отброшена почти на век назад.

Беда не только в том, что повлиять на это мы - здесь собравшиеся - при всем нашем желании сегодня не можем. Для этого просто нет инструментов - прежде всего средств массовой информации и представительства в парламенте. И вот для этого мы, россияне, в том числе и стоящие на площади, сами сделали немало. Мы избрали послушный исполнительной власти парламент, на волне «борьбы с террористами» приведя туда «единороссов», а на кампании войны с «олигархами» сделав их конституционным большинством. Так что теперь некому голосовать против. За эти годы не стало независимого телевидения - и тоже при полном нашем попустительстве. Чечня, НТВ, ЮКОС - все это шло при нашем молчаливом согласии, если не при полном одобрении.

Ведь все это делалось вроде бы для «блага государства»! Впрочем, в предыдущие годы политики, журналисты и предприниматели за редким исключением готовы были поступиться «второстепенными» правами и свободами граждан во имя ценностей не менее абстрактных. Разделяй и властвуй - этот метод вновь показал свою эффективность. Собственно, потому мы и стоим здесь - не поймешь: рядом то ли со стройкой, то ли с развалинами. А не поняв, каким путем мы пришли, вряд ли отсюда выйдем.

Черкасов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).