Неизвестно, стала ли публикация видеозаписи пыток в ярославской колонии результатом хитроумной манипуляции, или ее появление действительно было неожиданным для всех. Но, в любом случае, реакция на произошедшее впечатляет.
Ранее уже сообщалось, что расследованием произошедшего занимается центральный аппарат Следственного комитета, а делом интересуется в том числе Федеральная служба безопасности. Теперь же спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко прокомментировала «чудовищное преступление, которому нет оправдания», как она сама обозначила произошедшее.
«Я потрясена тем случаем, который случился в Ярославской области. Я начала смотреть это видео и выключила, не смогла... Как понять этих людей, которые коллективно жестоко избивают человека? И ни один из них не остановился», — заявила, как передает РБК, спикер Совета Федерации.
Матвиенко, как и многие, обратила внимание на то, что руководство ФСИН первым делом решило установить, каким образом видео с нательного регистратора сотрудника колонии «утекло» в интернет. «Если действительно кто-то из руководителей озаботился только тем, что это утекло, этот руководитель тоже заслуживает наказания», — заявила Матвиенко.
Но куда интереснее то, что Валентина Матвиенко заговорила о реформе Федеральной службы исполнения наказаний. В качестве примера она привела борьбу Минобороны с дедовщиной: «Сколько лет мы жили с этим злом, когда приходили известия, что молодых солдат мучили, унижали? Ведь удалось с этим справиться». Матвиенко предложила разделить функции контроля и охраны с функцией перевоспитания и социализации, которыми, по ее мнению, должна заниматься гражданская служба.
О том, что систему ФСИН, которая, по своей сути, не сильно изменилась со сталинских времен, необходимо реформировать, часто и много говорят правозащитники, но до сих пор руководство страны ограничивалось только «косметическими» изменениями — типа введения нательных видеорегистраторов в некоторых колониях. В итоге, как показала практика, их эффективность крайне ограничена.
На фоне скандала в ярославской колонии №1 сейчас придается широкой огласке очень много фактов пыток в других заведениях ФСИН. Так, во вторник стало известно, что в одной из колоний Брянской области во время пыток погиб заключенный. В сообщении СК по региону говорится, что, по данным следствия, сотрудник ИК №6 «применяя насилие и используя специальные средства, ограничив движение осужденного, перевязал тканью его лицо, в результате чего последний скончался от асфиксии».
В четверг стало известно, что в Калининграде расследуется уголовное дело в отношении сотрудника исправительной колонии №9, который избил заключенного, причем еще в январе. Следователи считают, что замначальника колонии по безопасности Даврон Хакимов вместе с другими сотрудниками бил заключенного руками и ногами и сломал тому 10 ребер.
Дело о пытках в ярославской колонии возбуждено за превышение должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 26 Уголовного кодекса). В четверг Заволжский районный суд Ярославля удовлетворил ходатайство следствия об аресте до сентября еще одного подозреваемого, младшего инспектора Дмитрия Соловьева. Он признал свою вину.
Накануне были арестованы пять сотрудников ярославской колонии, шестому — продлен арест. В том числе под стражей находится замначальника ИК-1 по воспитательной работе Иван Калашников.
Стоит отметить, что все задержанные имеют «обычную» биографию, ранее не привлекались к ответственности за избиение заключенных и, судя по всему, были на хорошем счету у руководства. Несмотря на это бывшие заключенные ярославской ИК-1 утверждают, что многие были склонны применять к ним насилие, били, жестоко обращались и даже пытали.