будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтруд Россия демография дети регионы социальная политика
Ноябрь 16, 2025
Страна
Храпылина Любовь

Разнообразие многодетности

Разнообразие многодетности
800-600_vWwPx2e
Семейный забег. Источник: АГН "Москва" / фото: Серей Киселев

В России не существует единых для всех регионов критериев наделения семьи статусом многодетной, также как и единых критериев снятия этого статуса, зафиксировали специалисты Министерства труда. В результате при переезде в другой регион семья не только вынуждена снова собирать документы о праве на льготы, но может и вообще лишиться таких льгот. 

В Минтруда считают, что определение статуса многодетности относится к компетенции регионов. Тем не менее, как пишет газета «Известия», в Совете Федерации начата разработка законопроекта о статусе многодетной семьи. К этой работе сенаторы приступили по поручению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Побеседовать о ситуации с «Полит.ру» согласилась Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. По ее мнению, необходимость в выработке единых критериев для определения многодетности и сроков снятия с семей этого статуса, совершенно ясна.

 
Любовь Храпылина

«Применительно к многодетным семьям, на мой взгляд, критерии нужно унифицировать. Конечно же, нужно – потому что они в прямом смысле слова участвуют в решении нашей демографической проблемы, являются примером той ответственности, которую семья берет на себя, имея много детей.

С одной стороны, как бы все ясно, что каждый регион, будучи самодостаточным субъектом Федерации, в первую очередь сам и отвечает за качество жизни своего населения и выполняет в том числе те важных государственные услуги, которые обозначены в компетенции регионального уровня. Но демографическая проблема является проблемой номер один в России и фигурирует во всех наших стратегических документах – взять ли Стратегию, Концепцию ли социально-экономического развития России, крупные ли соответствующие программы, демографическая проблема там обязательно звучит. И если такая целевая постановка есть, то, конечно же, мне представляется, что и критерии, по которым определяется многодетность семьи, и сами меры поддержки должны быть на федеральном уровне очень четко обозначены. Они должны принять статус государственных услуг федерального уровня.

А моменты, о которых пишут СМИ, включая разницу в критериях в разных регионах, мы сейчас пытаемся использовать. Мы сами начинаем активно пытаться мотивировать семьи на переезд в те регионы, где у них будет больше шансов, например, на получение жилья, на трудоустройство. Ну, а раз трудовая миграция и подобная мотивация вообще предполагается, тем более надо учитывать этот фактор. Каждая многодетная семья должны иметь какие-то базовые основы, и это означает, что должны быть четкие общие критерии, четкие определения по тарификации услуг и по достижению с помощью всех этих мер какого-то определенного качественного уровня жизни.

 

 
Семейный детский сад / АГН "Москва" / фото: Ермаков Дмитрий

Если говорить о том, что дало бы лучший эффект: увеличить размер пособия или же продлить сроки его выплаты, подняв повсюду до единого высокого уровня возраст ребенка, старшего или даже младшего, по достижении которого с семьи снимается статус многодетности, то надо определиться, по поводу чего возможно такое продление. Например, для детей, которые учатся, получают среднее, среднее профессиональное или высшее образование, само собой, есть основания продлевать срок. Если они учатся очно, на дневном отделении, то, конечно, надо продлять. Плюс еще могут быть нужны дополнительные услуги, связанные, например, с размещением в общежитиях – тут тоже надо какие-то условия применять. То есть, надо сначала разобраться, что именно совокупно, благодаря всем этим услугам и выплатам, получается у семей по доходу и разумно подойти к вопросу, чтобы до какого-то базового уровня поддержка была в любом случае.

Да, учиться сложно, особенно когда дети уезжают учиться в другой город. Семья не может им помогать, а расходов достаточно много: и транспорт, и расходы на питание, и траты на одежду. Так что надо хорошо продумать все вопросы, включив, в первую очередь, уважение к проблемам тех семей, у которых отнюдь немного источников дохода и размер этого дохода невелик. Соответственно, помогать надо, понимая, что на именно, на какие услуги эта помощь пойдет. Надо четко определиться и со статусом этих услуг – какие они, государственно-федерального или государственно-регионального уровня? А при перемещении студента, например, который, допустим, живет в Иркутске, а поступил учиться в Санкт-Петербурге, возникает еще и проблема, кто будет ответственным лицом за то, чтобы этот студент получал соответствующую поддержку.

Понимаете, можно сколь угодно долго перечислять что-то, но пока уполномоченные на то лица не определятся со своими критериями (Минобразования, если речь идет о студентах, Минтруда по каким-то своим вопросам, Минздрав по некоторым темам), ситуация не разрешится. Надо только не откладывать это в долгий ящик, а если мы решили мотивировать к многодетности, пусть у людей перед глазами будут реальные примеры того, что если имеешь много детей, о тебе будут заботиться. А пока все эти колебания критериев в регионах связаны с тем, что Министерство труда еще не определило базовой модели, в которую вписались бы и другие министерства, и не предлагает четкого отношения к многодетной семье и к помощи ей.

 
Подача заявления в МФЦ / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Точно так же надо методологически и методически решить проблему, где именно семья должна получать пособие, если один из родителей зарегистрирован в другом регионе (что, например, достаточно часто случается в Москве и ближнем Подмосковье). Надо решать это все так же, через расчеты, через перечни услуг, условия их получения. И тогда в руках у человека окажется то, что становится финансово-юридическим документом, на основе которого будут и осуществлять выплаты, и реализовывать помощь. Мы же живем в рыночных реалиях, так что если даже для человека что-то бесплатно, это не значит, что оно бесплатно в принципе. Кто-то должен это оплатить – общежитие, учебу и так далее. И для этого должны быть четкие основания, чтобы представители власти могли выполнять свои обязанности. Мне представляется еще, что и различные организации, объединяющие многодетные семьи, тоже не должны стесняться и должны выходить с соответствующими предложениями.

А что касается необходимости для семей при переезде в другой регион заново собирать документы на льготы, в том числе на льготы по многодетности, то так оно сейчас и есть. Люди вынуждены заново получать все бумажки, стоять в очередях, ожидая, пока какой-то работник органов соцзащиты что-то сделает. Мы создаем какой-то странный прецедент бюрократического «уважения» кого-то, да еще и выплаты дополнительной зарплаты – за то, что он, видите, оказал услуги, уже оказанные ранее. Что касается вопроса о создании единой базы, отменяющей необходимость таких походов по инстанциям, если будут единые критерии, то это ведь можно делать и без базы. Я с огромным уважением отношусь к тому, как решен подобный вопрос в Москве: если ты идешь в Многофункциональный центр, то работники его берут на себя подтверждение документов, поиск их и так далее. В то время как уже в Московской области картина выглядит совсем не так – там надо самому бегать всюду и доказывать, что ты не верблюд.

Я считаю, что раз уже созданы такие структуры, как МФЦ, то и надо создавать условия для того, чтобы они так работали, как в Москве. Чтобы у людей не было этих хождений по мукам – что вообще не нужно при наличии электронных возможностей регистрации. Ну, переехал человек из деревни Пупкино в какой-то город или в другую деревню – и ладно, есть возможность запросить из МФЦ информацию о нем. И никого никуда не гонять», – объяснила Любовь Храпылина.

По сведениям Минтруда России, число многодетных семей в стране к началу 2017 года перевалило за 1,5 миллиона.

Храпылина Любовь
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).