будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки Россия вузы образование школа
Май 24, 2025
Страна
Васильева Александра

Реформа аттестации: чем недовольны педагоги

Реформа аттестации: чем недовольны педагоги
800-600
Урок химии. Источник: АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Министерство образования и науки готовит новую модель аттестации учителей. По оценке аналитиков, замена устраивающей большинство модели аттестации на иную может вызвать недовольство у аттестуемых. 

Согласно данным «Мониторинга эффективности школы», подготовленного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, почти 92% учителей считают ныне существующую модель оценки их работы достаточно объективной. Этот мониторинг проводится ежегодно и основывается на собственном исследовании вуза, данных Росстата и Минобрнауки РФ, причем опрос проводился выборочно в школах Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, в Алтайском и Ставропольском краях в 2014–2017 годах.

Как отмечает газета «Коммерсантъ», Минобрнауки обещало масштабные изменения в системе аттестации педагогов еще до конца 2018 года. К новым требованиям, по всей видимости, относятся онлайн-трансляция уроков и тест на знание предмета. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что изменения вызовут недовольство учителей. 

 
Урок географии / pixabay.com

Мониторинг также показал, что в России за четыре года стало вдвое больше учителей, работающих на две ставки: их доля выросла с 7,3% в 2014 году до 13,8% в 2017 году. Еще 46,2% учителей работают на полторы ставки. И почти половина учителей занимается подработкой: регулярно 18,1% делают это преподавателей, а 28% подрабатывают «время от времени», отмечает информационное агентство РБК.

Побеседовать с «Полит.ру» о ситуации с новыми требованиями к аттестации учителей и преподавателей колледжей согласилась кандидат исторических наук, преподаватель гуманитарных дисциплин Александра Васильева.

«Чтобы говорить об изменении системы аттестации, нужно рассматривать вопрос немного шире и говорить о том, какие вообще процессы происходят в образовании.

Что это за процессы? Это процессы не качественного, а количественного изменения.

Была у нас система советского образования. Она была неплоха – была адекватная тому, что происходило в государстве. Эта система ориентировала на получение академического образования и занятия наукой. То есть в потенциале она вела к тому, что большое количество обучаемых могло впоследствии заниматься научной деятельностью. Отсюда следовали достоинства этой системы, и ее недостаток. Недостаток этот заключался в громоздкости и необходимости образования всеобъемлющего.

 
Парта и книги / pixabay.com

Позиция тех, кто ее создавал, в принципе понятна: «Мы не знаем, чем захочет в будущем заняться этот человек и в чем его способности». И громоздкая система давала возможность это определить.

Что произошло дальше? Дальше мы потеряли корни – у нас практически исчезла научная база, если понимать ее как возможность дальнейшего развития науки. Однако перегруженность системы осталась, от этого мы никуда не ушли. Но свойство знания заключается в том, что знание постоянно наращивается. И в середине 1950-х годов – в 1960-е годы мы могли сколько-то продолжительное время обучать по одним и тем же учебникам, то сейчас фактически этого делать уже нельзя.

Это приводит к тому, что система образования встает перед основной задачей – задачей отбора. Но наша система образования решила ничего не решать, а просто пассивно следовать за наращиванием знания и качественно его не отбирать и не обрабатывать. То есть, по сути, при такой системе даже мы как педагоги не можем ответить на вопрос, зачем обучаемому именно этот предмет и именно это знание.

Но это знание осталось, и его проверяют, проверяют, насколько обучаемый это знание получил. А чтобы проверять знания, нужно разработать систему проверки знания. И отсюда следует, что нужно разработать систему проверки педагогов. Знаний становится больше, проверок требуется все больше, и педагогов, получается, проверять тоже требуется больше.

И в результате педагоги при аттестации встают перед ситуацией, когда они должны доказать, что компетентны вообще во всем. Это порождает огромный вал документов: мы должны нарастить огромное количество бумажек, чтобы в нужный момент их предъявить. И каким-то образом эти бумаги должны отражать компетентность педагога. Но поскольку все в нашем образовании избыточно, то и бумаг требуется избыточное количество. И по сути все имеющиеся стандарты, вплоть до нынешнего, уже четвертого поколения Федерального государственного образовательного стандарта, фактически изменяются только количественно. Мы должны знать и уметь всё больше за меньшее время.

Отсюда берет начало система аттестации, которая приводит к перегрузке педагогических работников и к тому, что ресурс тратится неэффективно. Педагог, который мог заниматься какой-то инновационной деятельностью, что бы под ней ни понималось, оказывается отвлечен созданием кипы бумаг, не отражающих действительного положения вещей.

Эта система будет существовать вплоть до момента, когда ресурс окончательно истощится — когда вдруг окажется, что доказывание того, что вы профессионал, вытеснит саму образовательную деятельность. Вдруг окажется, что такое количество проверок, документооборота и опять проверок не оставят времени на само, собственно, обучение — обучающихся учить некогда совсем.

Недавно были озвучены статистические данные о том, что в последние два года большая часть педагогов перешло на преподавание в объеме двух ставок, что, собственно, и подтверждает тенденцию: преподаватели перегружены.

 

 
Мастер-класс для педагогов / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Есть и обратная сторона: если мы предъявляем такие завышенные требования к педагогам (а они действительно завышенные, нужно понимать, что педагоги не волшебники и не могут чудесным образом продуцировать себе дополнительное время), то необходимы какие-то ресурсы, чтобы подготовить специалистов к соответствию этим завышенным требованиям. Но поскольку в реальности никакие ресурсы не вкладываются, то у нас есть требования, но нет механизма реализации этих требований. Есть вопрос «Что мы требуем», но нет ответа «За счёт чего мы требуем?» И при таком подходе аттестация превращается в профанацию.

И вот итог: мы имеем перегруженную систему образования с такой же точно перегруженной системой аттестации.

Что касается значения результатов аттестации, то можно сказать, что, поскольку система у нас теперь предполагает постоянную переаттестацию (то есть человеку присваивают категорию, но он ее может потерять, если вовремя не переаттестуется, откатывается к положению «без категории»), то это приводит к  той же перегруженности  педагогического состава.

А если говорить о прибавках «за категорию», то не таковы эти прибавки, чтобы их можно было всерьез рассматривать. Скорее — административное давление: люди проходят аттестацию не потому, что им это выгодно, а потому, что их к этому принуждают административными методами», — объяснила Александра Васильева.

Васильева Александра
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).