Реформа контроля и надзора, которую поручил провести президент, фактически так и не стартовала — это признают и в Кремле. РБК в среду опубликовал статью посвященную не только тому, что именно предполагалось сделать с этой системой, но и тому, чего всего-таки ожидать в 2016 году.
В течение 2015 года постоянно появлялись различные проекты административной реформы. Предпринимательское сообщество в первую очередь рассчитывало на сокращение количества проверок, но ожидания бизнеса не сбылись, а в коридорах власти обсуждались самые разнообразные идеи, от ликвидации некоторых регуляторов до объединения Минэкономразвития и Минфина.
В конце 2014 года даже Владимир Путин призвал «максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля». «Надо наконец отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля», — сказал тогда президент. Но поручение Дмитрию Медведеву подготовить предложения по «оптимизации контрольно-надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций» было дано только в июле. Исполнить поручение нужно было до 1 декабря. При этом в поручении, которое так и не было опубликовано, четко было указано на возможность «сокращения численности контрольных и надзорных органов».
Медведев своим подчиненным поручил представить предложения до 15 октября, а обобщить идеи должен был министр открытого правительства Михаил Абызов. Предлагались различные варианты, например в РАНХиГС появилась идея оставить только 15 министерств из 21, упразднить 11 федеральных агентств и создать девять крупных федеральных надзоров. В Минэкономразвития предлагали создать «объединенные инспекции» на региональном или муниципальном уровне и внедрение проверок по принципу «одного окна».
Но в своем новом послании Федеральному собранию Владимир Путин фактически признал, что реформу приходится отложить. Новый срок — 1 июля, к этому времени правительственная комиссия по административным реформам под руководством Сергея Приходько совместно с бизнес-сообществом должна представить «конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».
Судя по всему, теперь решено не сразу реформировать все направление, а изменять его поэтапно. Уже решен вопрос об объединении ФАС и ФТС. В будущем стоит ждать присоединения Ространснадзора к Ростехнадзору, а также объединения ФНС и ФТС, сообщил РБК источник в правительстве.
Помощник президента Андрей Белоусов заявил на пресс-конференции 15 декабря, что радикальные меры по изменению структуры контрольно-надзорных органов предприниматься не будут. По его словам, такое решение было принято на совещании у Дмитрия Медведева. Вдобавок планируется ввести в российское законодательство понятие риск-ориентированного подхода, в результате чего из практики надзорных ведомств должны исчезнуть проверки, которые наносят больший ущерб экономике, чем приносят пользы.
Законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» сейчас разрабатывает Минэкономразвития. Фактически документ предполагает отказ от системы плановых проверок. Контрольные органы «должны будут тщательно анализировать поступающую в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию на предмет срабатывания профилей риска и выходить на проверку только в случае обнаружения соответствующих отклонений от нормальных значений показателей», — говорил ранее заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев.