будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество Московская область местное самоуправление
Июль 5, 2025
Страна
Зайцева Ольга

Реформа МСУ: «перетягивание одеяла»

Реформа МСУ: «перетягивание одеяла»
_800-600-33
Госдума. Голосование.. Источник: duma.gov.ru

Государственная Дума обсуждает поправки к закону о местном самоуправлении, внесенные депутатами из Московской области. Поправки разрешают регионам упразднять поселения и муниципальные районы; вместо них можно будет создавать городские округа. Этот процесс уже некоторое время происходил в Московской области.

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления уже поддержал эти поправки, а фракция «Единая Россия» заявила, что готова поддержать законопроект и во втором чтении, которое было назначено на 15 марта. Однако, как отмечает газета «Коммерсантъ», глава думского комитета по МСУ Алексей Диденко решительно возражает против принятия поправок.

Диденко, представитель ЛДПР, заявил, что вся фракция ЛДПР за предложенные поправки голосовать не станет. Он отметил, что поправки противоречит одобренной президентом Владимиром Путиным концепции одного из авторов закона о местном самоуправлении, вице-премьера Дмитрия Козака, и могут иметь негативные последствия. «Регионы будут сокращать поселения, подгонять их под городские округа, это удалит власть от населения. А ликвидация МСУ на поселенческом уровне обязательно приведет к деградации села», – привела его слова газета.

Не намерена голосовать за документ, по данным издания, и думская фракция КПРФ, и депутаты от «Справедливой России». Кроме того, заместитель руководителя президентского Совета по правам человека Евгений Бобров попросил депутатов отклонить поправки. Соответствующее обращение он отправил председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, подчеркнув, что принятие законопроекта разрушит двухуровневую модель местного самоуправления.

 
Вячеслав Володин–председатель Государственной Думы

По мнению Боброва, давать регионам право упразднять поселения, входящие в муниципальный район, и сам район, нельзя. В результате принятия таких поправок к закону городской округ как новая форма организации местного самоуправления станет формой фиктивной, убежден правозащитник. Он пояснил, что органы этой структуры окажутся во всем подотчетны региональным властям, а депутаты от поселений не смогут влиять на принятие решений.

По оценке Боброва, в итоге «население останется один на один со своими проблемами». «Будут реализовываться проекты в центре городских округов, площадь которых в Подмосковье может превышать тысячу квадратных километров, а окраины будут ветшать», – заявил он изданию.

Он также подверг критике и предложенную в поправках идею о том, что согласие на такие реформы в каждом регионе будет давать не население, а парламенты поселений.

Ситуацию для «Полит.ру» прокомментировал управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его мнению, узаконивание реформ, которые проводят Московской области и которые в настоящее время обсуждаются депутатами Госдумы, действительно может привести к такому перераспределению полномочий, при котором поселения и районы лишатся возможности влиять на принятие решений.

В результате, полагает эксперт, решение реальных проблем, хорошо известных на местах, может оказаться существенно затруднено или заметно замедлиться.

«Предлагаемые нововведения лишат поселения и районы, входящие в городской округ, возможности влиять на принятие решений. Речь идет о перераспределении полномочий и о фактическом уничтожении двухуровневой системы местного самоуправления.

Опасения, высказанные по поводу того, что вместо населения согласие на преобразования будут давать парламенты поселений, вполне обоснованны, поскольку такое преобразование негативно скажется на учете мнения жителей поселений и районов. То есть те реальные проблемы, которые сейчас можно решить на местном уровне, будут просто не доходить до городского округа.

Итогом реформы станет «перетягивание одеяла» на центр: поселения и отдаленные районы окажутся в ситуации, когда решать проблемы сами они не смогут, а центр будет доходить до решения их проблем с большим опозданием, если вообще будет», – считает Владимир Старинский.

О том, когда и почему начался, как проходил процесс упразднения муниципальных районов в Московской области и почему это плохо, ранее в беседе с «Полит.ру» говорила и Ольга Баженова, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Она подчеркивала, что в период, когда субъекты Федерации приводили сложившуюся у них муниципально-территориальную организацию в соответствие с Законом № 131-ФЗ, некоторые из них (в частности, именно Московская область) попытались отказаться от муниципальных районов в пользу городских округов, которые, «вопреки законодательному замыслу, объединяли под собою городские и сельские населенные пункты». 

 
Скульптура - фигура на скамейке

Какие-то реформы в этой области возможны, однако отказываться от поселенческого уровня местного самоуправления, разрушая двухуровневую систему, нельзя, убеждена Ольга Баженова. «Это было настоящее завоевание действующего закона. Местное самоуправление – это,  прежде всего (!), люди, проживающие на территории городов, сел, имеющих право на управление «собственными» делами, несущих ответственность за собственное будущее и будущее своих детей. И мы должны думать о том, как развивать именно этот «уровень» муниципальной власти», – объясняла эксперт.

Сейчас же, по ее оценке, «наблюдается  отчетливое желание власти Московской области, воспользовавшись существующими «изъянами», выстроить предсказуемую вертикальную модель управления муниципалитетами». «Очевидно, что многие из поселений, вошедших сегодня в состав вновь образованных городских округов, имеют все возможности для самостоятельного развития в виде самоуправленческих единиц. Но, увы, этой возможности региональная власть их лишила», – отметила Ольга Баженова.

Зайцева Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).