Вчера на встрече с правительством президент РФ объявил о начале административной реформы в силовых структурах. Силовикам дали 10 дней для того, чтобы представить свои проекты.
Министр обороны уже отреагировал на слова президента и заявил, что предоставит президенту свои предложения не позже чем через две недели. "Как только предложения будут готовы, я их доложу Верховному главнокомандующему. Сроки, как это всегда водится в силовых ведомствах, будут сжатые: в течение десяти дней - двух недель наши предложения будут готовы," - сказал Иванов. Речь идет о численности и структуре министерства.
По словам Владимира Путина, эти планы должны "соответствовать духу и принципу" уже начавшейся в стране административной реформы. Однако, по данным газеты “Коммерсантъ”, для отдельных силовых министерств при этом могут быть сделаны некоторые исключения.
Формально реформа силовых ведомств началась одновременно с реорганизацией правительства, когда в рамках некоторых силовых министерств были созданы новые федеральные службы и агентства. Однако к перестройке внутренней структуры и сокращению руководящих должностей, которое полным ходом идет в "гражданских" министерствах, силовики приступят не раньше конца апреля, когда президент намерен рассмотреть и утвердить представленные ему планы реорганизации.
Газета пишет об основных переменах, которые затронут Министерство юстиции, МЧС, Министерство обороны, МВД и МИД. За исключением МВД, перемены будут носить чисто косметический характер: в соответствии с принципами административной реформы сократится количество замов у министров, некоторые подразделения изменят статус – станут агентствами или контрольными службами.
Первым среди силовиков о планах реформирования своего ведомства отчитался министр юстиции Юрий Чайка. 1 апреля на встрече с Владимиром Путиным он сообщил, что центральный аппарат министерства будет сокращен более чем в три раза: с 1700 до 506 человек. Из 26 структурных подразделений останутся девять, а из девяти заместителей министра – двое. Правда, большая часть сокращенных сотрудников работу не потеряют, а перейдут в три вновь создаваемые федеральные службы: исполнения наказаний, судебных приставов и регистрации. Две из них создаются путем выделения из состава министерства соответствующих подразделений – Главного управления исполнения наказаний и Службы судебных приставов. Третья – Федеральная регистрационная служба – образуется на основе нескольких подразделений министерства. Кроме полномочий по регистрации нормативных правовых актов, общественных организаций и политических партий (эти функции были прежде возложены на Минюст) ей планируется передать полномочия по регистрации средств массовой информации.
В МЧС, напротив, о грядущей реформе ничего не знают. "Пока о реорганизации министерства мы знаем то же, что и вы",– заявил Ъ замруководителя пресс-службы МЧС Виктор Бельцов. По его словам, в министерстве узнали о реорганизации из телевизионных новостей и "вполне может быть, что министр пока тоже ничего не скажет".
Сейчас у Сергея Шойгу десять заместителей. Первый замминистра Юрий Воробьев определяет основные приоритеты деятельности министерства, организует деятельность системы МЧС и работу центрального аппарата, а также координирует деятельность заместителей министра. Девять "простых" замов курируют различные направления деятельности МЧС и работу профильных подразделений министерства. В состав МЧС входят 13 департаментов, одно главное управление (государственной противопожарной службы), девять управлений и один отдел, занимающийся организацией деятельности национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. Судя по всему, число заместителей главы МЧС будет также значительно сокращено, а число структурных подразделений уменьшится за счет их укрупнения.
Специалисты МВД, готовя свои предложения о реформе, предлагали оставить министру Рашиду Нургалиеву четырех заместителей из нынешних 11. "Но президент стремится к унификации количества государственных чиновников высшего ранга во всех министерствах без исключения,– пояснил источник в центральном аппарате МВД.– Естественно, его инициатива была одобрена и в милицейском ведомстве, там же учитывают, что уже скоро их ждет более масштабная перетряска. И как она скажется на персоналиях, зависит от понимания инициатив президента".
По данным газеты, уже подготовлен и вскоре будет внесен президентом в Госдуму проект федерального закона "Об органах охраны правопорядка в РФ". По замыслу Кремля закон должен вступить в силу уже с 1 января 2005 года. В соответствии с ним вместо МВД будут образованы полиция, Федеральные органы расследования, Национальная гвардия и муниципальная милиция.
Полиция будет представлять собой почти полный аналог нынешней милиции. У полицейских не будет только следствия. Остальные функции – борьба с преступлениями, обеспечение безопасности дорожного движения, учет оружия и осуществление контроля за его оборотом, охрана общественного порядка, выдача документов, удостоверяющих личность, и прочее – за полицией будут сохранены. Функцию предварительного следствия по уголовным делам будет осуществлять независимая от полиции организация – Федеральные органы расследования.
Уйдут из подчинения МВД и внутренние войска, на базе которых будет сформирована национальная гвардия. Как сказано в законопроекте, гвардия будет представлять собой "государственную военную организацию, предназначенную для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, охраны особо важных объектов, осуществления борьбы с незаконными вооруженными формированиями". Подчиняться гвардия будет лично президенту.
Новым правоохранительным органом станет муниципальная милиция – "орган местной администрации, предназначенный для охраны общественного порядка на территории муниципальных районов и городских округов". Решение о ее создании будут принимать органы местного самоуправления. Федеральный центр оставил за собой лишь контроль за соблюдением милиционерами законности (его будет осуществлять полиция) и определением численности подразделений муниципальной милиции. Кроме того, закон предусматривает временное приостановление деятельности любого подразделения муниципальной милиции, если ее "действия (бездействие) создают угрозу массовых нарушений прав и свобод граждан". Содержаться муниципальная милиция будет за счет средств местных бюджетов. Ее формирование пройдет в четыре этапа, начиная с более богатых регионов: с 1 января 2006 года по 1 января 2009-го.
Создание этого органа вызвало энтузиазм у экспертов. “об этом говорили давно, и это очень правильное начинание, - комментирует Георгий Сатаров. - Проблема в том, что не прописано четко разделение функций между полицией и милицией, однако само начинание, безусловно, верное. Милиция, главная цель которой – защищать права и свободы граждан, их безопасность, должна быть приближена к гражданину, зависеть от него, а не от министра где-то в Москве”.
Скорее всего, нынешние заместители министра внутренних дел, отвечающие за следствие и внутренние войска, будут трудоустроены в новые правоохранительные структуры. Заместителей же министра по федеральным округам назначат руководителями полиций в тех же округах. И они, по сути, ничего не потеряют, кроме статуса замминистра.
В Министерстве обороны до недавнего времени о реформе не говорили. Еще две недели назад министр Сергей Иванов заверял журналистов, что "все, что представлено в правительство в рамках административной реформы, силовых ведомств не касается". Хотя и допускал возможность "сокращений и изменений". Скорее всего нынешняя структура Минобороны действительно не будет подвергаться радикальным изменениям. Она была разработана в соответствии с планом строительства вооруженных сил, подготовленным в Совете безопасности в бытность Сергея Иванова его секретарем, и была утверждена президентом Путиным три года назад.
В этом году Минобороны получило пополнение в лице влившихся в него железнодорожных войск и Федерального агентства спецстроительства. Кроме того, министерству подчинили Федеральную службу по экспортному и техническому контролю. В результате численность Минобороны возросла почти на 100 тыс. человек, и ее сокращение пока не планируется – как и уменьшение численности центральных органов военного управления. По словам господина Иванова, "их численность находится в разумных пределах и составляет около 1 тыс. сотрудников на 1,1 млн военнослужащих".
А вот заместителей министра станет меньше. Из нынешних девяти замов, включая двух первых, планируется оставить двух, в том числе одного первого. Этот пост по-прежнему останется за начальником Генштаба. Другой первый замминистра, генерал армии Владимир Матюхин, лишившийся недавно поста главы Госкомитета по гособоронзаказу (этот орган, переименованный в Федеральную службу по оборонзаказу, возглавил бывший гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов), возможно, будет назначен на пока вакантную должность главы Федеральной службы по экспортному и техническому контролю.
Пост второго замминистра сохранит за собой статс-секретарь Минобороны – сейчас эту должность занимает генерал-полковник Игорь Пузанов. Остальные шесть заместителей министра – главком сухопутных войск генерал армии Николай Кормильцев, начальник тыла генерал армии Владимир Исаков, начальник вооружений генерал-полковник Алексей Московский, начальник Главного управления кадров генерал-полковник Николай Панков, начальник строительства и расквартирования войск генерал-полковник Анатолий Гребенюк и начальник Главного финансово-экономического управления Любовь Куделина – просто перестанут совмещать свои обязанности с постами замминистра.
Глава комитета солдатских матерей Валентина Мельникова полагает, что Министерству обороны, в первую очередь, необходима не административная, а ментальная реформа. “В Минобороны должны научиться по-другому относиться к тем, с кем они имеют дело, кто от них зависит. Может, проще даже построить новое министерство с новыми людьми. А то, что сейчас происходит: переименования подразделений, перестановки чиновников - это перераспределение финансовых потоков. Ведь по сравнению с финансовой мощью Сергея Борисовича (Иванова, министра обороны – “Полит.ру”) Ходорковский отдыхает. Меня беспокоит то, что в разговоре о реформировании ведомств ни разу не прозвучало, перед кем они несут ответственность”.
Один из авторов военной реформы, генерал-полковник Эдуард Воробьев демонстрирует более прагматичный подход. По его мнению, центральным вопросом в реформе Минобороны должно стать разделение функций между Минобороны и Генштабом. “Административная реформа Минобороны, безусловно, нужна. Но она должна проходить не на уровне сокращения подразделений, а на уровне определения целей и задач и распределения функций между Минобороны и Генштабом”.
По мнению Воробьева, реформировать силовые ведомства по образу и подобию правительства нельзя – силовики “несколько специфичны”. По мнению эксперта, самый острый вопрос в реформе силовых ведомств – разделение полномочий между Генштабом и Минобороны. “Минобороны вместе с администрацией президента и самим президентом должно заниматься стратегическими вопросами: выработкой военной политики, определением перспектив развития вооруженных сил. И лишь косвенно Минобороны должно заниматься вопросами подготовки ВС для выполнения конституционных задач – обеспечения целостности, безопасности, суверенитета РФ. Этими вопросами должен ведать Генштаб”.
Таким образом, функции Минобороны и Генштаба, по мысли Воробьева, должны соприкасаться, но ни в коем случае не пересекаться, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи.
Министерство иностранных дел не относится к силовым ведомствам, но тоже напрямую подчиняется президенту и потому будет реформироваться вместе с силовиками. Правда, к МИДу может быть применен "щадящий" подход. Прежде всего будет существенно (примерно наполовину) сокращено число заместителей министра. Сейчас у министра 14 заместителей, в том числе 3 первых: Валерий Лощилин, Элеонора Митрофанова и Вячеслав Трубников. По словам источников Ъ, своего поста может лишиться госпожа Митрофанова, которая курирует в МИДе вопросы защиты прав соотечественников за рубежом. Под сокращение может попасть и Валерий Лощилин, которому уже 64 года.
Число обычных заместителей также сократится. Среди главных кандидатов на вылет называют в первую очередь Виктора Калюжного, курирующего проблемы Каспия, и Доку Завгаева, занимающегося хозяйственными вопросами. Правда, сокращенные заместители без работы наверняка не останутся и даже могут продолжить заниматься тем же, чем и до сих пор, например, возглавив соответствующие структуры МИДа либо иного ведомства.
Еще одним серьезным резервом для сокращения является отряд послов по особым поручениям. Их точное количество назвать трудно, но оно достаточно велико: в их число, как правило, попадают завершившие свою работу в какой-либо стране главы российских диппредставительств, которым по тем или иным причинам не нашлось подходящей должности в аппарате МИДа или за рубежом.
Кроме того, реорганизация МИДа может привести к сокращению числа его департаментов посредством их укрупнения. Сейчас на Смоленской площади 14 территориальных департаментов (3 по СНГ, 4 европейских, 2 американских, 2 Африки и Ближнего Востока и 3 азиатских), а также целых 25 функциональных департаментов (например, департамент международных организаций или по сотрудничеству с ЮНЕСКО). Последние как раз и могут попасть под сокращение в первую очередь.
Эксперты скептически оценивают эффекты от такого реформирования силовых ведомств. По мнению президента фонда “Индем” Георгия Сатарова, нужно реформировать не министерства, а функции. “Импульс должен идти от президента. Должна быть проделана колоссальная аналитическая работа по оценке ситуации, выявлению ключевых проблем. Должны быть заданы цели в соответствии с образом идеального будущего. Должны быть разработаны несколько вариантов достижения этих целей с помощью разных структурных сочетаний и функций, проведена оценка затрат на воплощение каждого варианта в жизнь. А затем уже – выбор конкретного варианта. А не постое сокращение количества замов и департаментов”, - сказал эксперт в интервью “Полит.ру”.
В таком случае, по мнению Сатарова, нужно реформировать не МВД, а полицейскую функцию государства, включая другие структуры, занимающиеся следствием (прокуратуру и проч.), не Минооброны, а военную функцию государства, распределяя и точно прописывая функции Минобороны и Генштаба. В реформе в нынешнем ее виде целостность не просматривается.
Иван Сафранчук, глава Московского представительства Международного центра оборонной информации полагает, что административная реформа силовиков будет фикцией: “Насколько я понял, козаковский план административной реформы силовых структур не затронет. Президент предложил силовикам подготовить собственные предложение. Связано это с тем, что им сначала показали план Козака, силовые министры бросились убеждать президента, что с ними поступать так нельзя. Эти настроения лучше всех выразил Шойгу, он в каком-то интервью сказал: “Нас вот так с кондачка нельзя. Нас не закроешь на две недели, а потом все по-новому работать будет”. Видимо, президента уломали, и он дал им время для подготовки собственных проектов, будет реформа со значительными элементами самореформы. Как она будет происходить, можно судить по заявлению Сергея Иванова, который считает, что в Минобороны все и так хорошо и реформировать там нечего”.