будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна
Охотин Григорий

Реформы армии не будет

Правительство наконец приняло решение: армию будут реформировать так, как того хотели генералы – потихоньку переводить на контракт боеспособные части, в остальные же оставить как было. По большому счету, это означает одно – военную реформу, вслед за реформой ЖКХ, проводить просто не будут. Показательно уже и то, что денег под реформу по-генеральски правительство выделило ровно столько, во сколько настоящую реформу оценил Борис Немцов – 90 млрд. рублей. Только концепция-то – не эспээсовская, и деньги под нее нужны другие – генералы просили 130 млрд. Так что итоговый план правительства – чистой воды полумера: смесь двух принципиально разных концепций, непонятное финансирование, и вместо профессиональной армии – 147,5 тысяч солдат с повышенной зарплатой, да и то лишь к 2007 году. Правительство, видимо, посчитало, что дешевле выйдет выкинуть деньги на ветер, чем всерьез браться за армейскую реформу.

После того, как президент Путин в своем послании достаточно откровенно высказался за генеральский вариант реформы, ничего другого ожидать и не приходилось. «Полит.ру» еще в конце мая писал, что вся тема военной реформы скатилась к чисто предвыборной риторике – для СПС возможная победа стала бы сильным ходом перед избирателями: почти все остальные проекты и законодательные инициативы правых в Думе прокатили. Теперь даже и предвыборная составляющая реформы стала неинтересна – СПС проиграл, кто же выиграл – непонятно. Конечно, правые еще попробуют отыграться – в «Независимой газете» прямо накануне правительственного решения эксперт Института экономики переходного периода Виталий Цымбал, один из непосредственных разработчиков эспээсовской концепции реформы, оптимистично заявляет, что бороться за реформу можно не только в правительстве, но и при голосовании по различным законопроектам в Госдуме. А кроме того, есть еще и позиция президента – по мнению Цымбала, да и Бориса Немцова, в вопросе реформы армии Путин поддерживает вовсе не генералов, а именно что СПС. Но все мы знаем, каким весом правые обладают в Думе. Что же до президента, то что-то не вериться, что, будь его симпатии к варианту СПС правдой, все развивалось бы по сегодняшнему сценарию. Такая позиция правых лишь подтверждает, что на грядущих выборах они не намерены уходить в оппозицию к Путину, а, как и в 1999 году, собираются его поддерживать – только в этот раз идея правых в том, что царь-то хорош, но бояре больно плохи. Оборотни, короче.

Военная реформа далеко не случайно стала одной из основных предвыборных тем – уж очень остро стоит проблема: наглухо прогнившая призывная система так или иначе касается каждого россиянина. В каждый призыв незаконно набирают больных новобранцев, которые потом расстреливают своих сослуживцев. Набрать же здоровых – не удается: по мнению секретаря Союза комитетов солдатских матерей, в России таких почти нет. Может, и правда нет, но даже если и есть, то откупиться от призыва ничего не стоит – более коррумпированной структуры, чем военкоматы, просто не придумаешь. О том же, что творится в самой армии, все прекрасно знают. Как результат всей этой унизительной и противозаконной системы – состояние наших бравых вооруженных сил. Так, по последним опросам ВЦИОМа, высоко их оценивают лишь 22% населения, 61% же считает ее откровенно плохой. То же и с боеспособностью – 58% к нашей армии эту характеристику не относят, а среди служивших так считает аж 66%. Что, впрочем, и без опросов видно невооруженным глазом – война в Чечне идет уже девятый год (пусть и с перерывом), а воз и ныне там. Более того, теперь мира нет не только в Чечне, но и в Москве – в безопасности себя чувствуют, наверное, только генералы в Генштабе, да чиновники в Кремле.

В свете последних событий становиться совершенно очевидным, что если вообще всерьез рассматривать военное решение чеченского конфликта, то без профессиональной армии об этом можно даже не думать. Сейчас наши военные не способны подавить даже одну мятежную республику, концепция же генштаба предусматривает возможность воевать одновременно в двух локальных конфликтах. Смешно? Скорее, грустно.

И дело не в плохих боярах – виновато не правительство, которое не хочет лишний раз рисковать, и не генералы, которые априори не склонны к переменам, а если чем и похожи на Мюнхгаузена, то никак не умением вытаскивать себя самолично за волосы из болота. На самом деле попытки СПС хоть как-то реформировать армию проваливаются вовсе не из-за сопротивления генералов, а вследствие нежелания Кремля в этом деле серьезно разбираться. Сейчас реформа забуксовала окончательно и с мертвой точки не сдвинется до тех пор, пока она остается в рамках выбора между концепциями СПС и Минобороны.

Изменить ситуацию может только одно – подключение к борьбе тех, кто непосредственно – здоровьем и временем – заинтересован в том, чтобы армия была профессиональной. А это – призывники и их близкие, а не «представительствующие» – СПС или генералы в правительстве. То, что реформу нельзя доверять генералам, – очевидно. Но нельзя ее целиком доверять и политикам, которым для наращивания политического капитала не так важно, насколько хорошо проведена реформа, главное, что лоббисты партии добились каких-то видимых результатов. Армия как никак существует для общества – и было бы логично, если бы именно граждане решали, какой она должна быть. Претензии Немцова по поводу того, что стратегические решения принимаются «военной бюрократией» без участия гражданского общества – необходимый поклон избирателям, но не более того. Если снова обратиться к опросам ВЦИОМа, то мы увидим, что концепцию правых поддерживает лишь 1% населения: именно столько считает, что переход на контрактный принцип комплектования армии – это и есть полное решение проблемы.

Впрочем, и призывники не могут быть мотором военной реформы. Их пацифистская или анархистская позиция, замечательная сама по себе, не может устроить общество в целом – армия нам, увы, все еще нужна. Для того же, чтобы реформа армии в нашей стране все-таки произошла, молодежь должна перестать быть частью самой армейской системы – как сейчас – и выступать с предложениями, выгодными не только им как призывникам, но и всему обществу. А для этого придется совершить качественный переход от личной позиции призывника(«Я воевать не хочу») к позиции гражданина («России нужна другая армия»). А чтобы такой переход произошел, в России должно появиться широкое протестное движение. Но «активничать», как известно, у нас никто не любит. Поэтому заберут всех по одному.

Охотин Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).