будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Сэндоу Алекс

Реформы и святость

19 февраля 2007. Начало великого поста

В 1653 году великий пост начинался 28 февраля. Накануне поста патриарх Никон разослал по московским церквам «память» (инструкцию), в которой предписывал творить поясные поклоны вместо земных и креститься тремя, а не двумя перстами.

Как вспоминал впоследствии один из московских протопопов — Аввакум, при получении этой «памяти» «сердце озябло и ноги задрожали». Другой московский протопоп, Иван Неронов, углубился по такому случаю в долгую молитву и строгий пост перед образом Спаса Нерукотворного и через неделю услышал от образа голос: «Дерзай и не убоися до смерти. Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати. Да не постраждет днесь Русь».

Об опасностях патриарших новаций царю Алексею Михайловичу была подана челобитная.

Боголюбцы-протопопы — Иван Неронов, Аввакум и другие — еще недавно составляли вместе с Никоном близкий царю единый круг ревнителей, старавшихся об установлении в русской церкви истинного благочестия. Так же как Никон, боголюбцы мыслили об усовершенствовании церковной жизни и воспитании православной паствы для духовного благоустроения святой Руси. Но вот в 1652 году Никон был избран патриархом и стал действовать в пользу благочестия и благоустроения без совета с другими ревнителями — по своему усмотрению.

Усмотрение Никона отчасти совпадало с усмотрением царя и других православных иерархов, считавших, что русская церковь за шесть с половиной веков ее существования на Руси исказила обряды и богослужебные тексты, принятые в конце X века из Византии, и поэтому, помимо прочего, средствами благоустроения должны стать правка книг и изменение обрядов. Еще при прежнем патриархе началась текстологическая работа по сличению богослужебных книг на церковнославянском и греческом языках, а также редактура согласно современным греческим оригиналам, по которым служили в восточных православных центрах (Константинополь, Иерусалим, Афон и др.). Правда, никто не задался вопросом, почему именно современные греческие, а не русские богослужебные книги содержат тексты более правильные, по сравнению с греческими книгами шестивековой давности. Не задавались вопросом и о причинах различий в обрядах.

Как выяснилось впоследствии, когда в начале XX века историки (Е.Е.Голубинский, Н.Ф. Каптерев) исследовали русский церковный раскол, текстологические и ритуальные расхождения, породившие трагедию середины XVII столетия, были вызваны недостаточной осведомленностью реформаторов в истории вопроса. Например, в русских церквах XVII века крестились двумя перстами, а в восточных православных центрах — тремя не потому, что на Руси исказили исконную форму перстосложения, а потому, что в конце X века в восточной Византии, откуда вошло христианство на Русь, было распространено двухперстное крестное знамение, а на западе Византии — трехперстное. На Руси продолжали креститься двумя перстами и в течение следующих столетий, а в Византии XII—XIII веков повсюду освоили три перста.

Три перста символически означают Троицу, два — двуединую природу Христа (божественную и человеческую). С рационалистической точки зрения нет принципиальной разницы между разным сложением перстов: и в том и в другом случае, как ни загибай пальцы, при крестном знамении действуют оба символа. Но с религиозно-мистической точки зрения человека, привыкшего креститься тем или иным способом, это есть разница между священным и кощунственным.

Правота боголюбцев основывалась на недоверии к греческой церкви и убежденности в том, что, говоря современным языком, любое изменение формы влечет за собой изменение содержания, а поскольку содержание слов и жестов, принятых при богослужении, — священно, то их реформирование является кощунством с вытекающими отсюда рисками в земной и безысходными последствиями в загробной жизни — тем, кто посягает на святыни, нет места в Царстве Божием.

После получения челобитной боголюбцев Алексей Михайлович посоветовал Никону не настаивать на своем. Никон был старше царя на 24 года и всегда отличался твердостью в решениях и решительностью в поступках. Обрядовые и текстологические реформы были только частью его общего плана: он мыслил о преобразовании Московского царства в такую святую Русь, во главе которой стоял бы не царь, а патриарх, а сама она возглавила бы весь православный мир. Надеясь, что до конца света и Страшного Суда еще есть время провести благоустроительные реформы, он не стал в феврале 1653 года настаивать на своем, а стал расчищать для реформ дорогу. Летом—осенью 1653 года оппозиционные попы были взяты под стражу и высланы из Москвы. Ивану Неронову запретили вести церковные службы и сослали в монастырь, Аввакума отправили в Сибирь.

Через три года, в 1656 году, созванный Никоном церковный собор утвердил трехперстное крестное знамение и предал анафеме всех, кто крестится иначе.

См. также:

  • Мятежи и казни
  • Календарь и война
  • Реформаторы удачные и неудавшиеся
  • Рука Провидения и политтехнологии XVIII века
  • Империя и вольность
Сэндоу Алекс
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).