будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин
Май 21, 2025
Страна
Карпюк Илья

Регионы готовят к банкротству?

Регионы готовят к банкротству?
minfin
Совещание в Министерстве финансов. Источник: Фото: blog.govvrn.ru

Министерство финансов готовит законопроект, который даст право правительству ставить перед президентом вопрос о доверии губернатору в случае, если администрация его региона просрочила платежи по кредитам. Таким образом политическая судьба руководителей 83 субъектов Российской Федерации будет поставлена в прямую зависимость от того, насколько хорошо они смогут сбалансировать бюджеты своих регионов — а это будет очень непросто сделать с учетом практически остановившегося экономического роста и социальных выплат, которые центр постепенно перекладывает на плечи регионов.

По словам замглавы департамента межбюджетных отношений Минфина Дарьи Хворостухиной, разрабатываемый в ведомстве документ обяжет губернатора заключать соглашение с федеральным Министерством финансов в том случае, если объем просроченных обязательств региона превысит 10 процентов от общего объема доходов. План по восстановлению платежеспособности региона, по проекту Минфина, должен будет утверждаться еще в законодательном собрании.

Если же выполнение планов не даст никакого эффекта, Минфин уверен, что правительство должно быть вправе внести президенту предложение об отстранении от должности губернатора.

Впрочем, через несколько дней после обнародования своих инициатив, чиновники Министерства финансов поспешили заверить, что подготавливаемый законопроект не направлен против конкретных регионов, а пишется, так сказать, впрок.

 
Леонид Горнин

Заместитель министра финансов Леонид Горнин заверил, что в России нет регионов, к которым необходимо применять санкции, по всей стране ситуация вполне управляема. Иногда, впрочем, федеральный центр вынужден поддерживать регионы бюджетными кредитами для реструктуризации долгов.

При этом Горнин отметил, что государственный долг десяти регионов, в том числе Мордовии, Вологодской и Костромской областей, превышает уровень в 100 процентов от собственных доходов. Однако в среднем по стране долг региональных бюджетов составляет примерно четверть от собственных доходов.

Впрочем, беспокойство федерального Министерства финансов за бюджетное благополучие российских регионов вполне объяснимо. В 2013 году, по данным Минфина, несмотря на небольшой рост собственных доходов регионов, номинальные доходы бюджетов даже сократились по сравнению с прошлым годом — это произошло за счет резкого уменьшения размера трансфертов из федерального бюджета.

Одновременно с сокращением доходов на плечи регионов легла тяжкая ноша финансирования «майских указов» президента Путина — изданных на основе предвыборной программы президента документов, в которых, помимо прочего, гарантируется повышение зарплаты бюджетников до среднего по экономике региона уровня.

В итоге в целом по России профицит региональных бюджетов по сравнению с прошлым годом сократился в пять раз, если в 2011 году он превышал 17 процентов, то в 2013 близок к нулю.

Увеличение нагрузки на бюджеты заставляет регионы искать новые источники финансирования: в условиях общего замедления экономического роста собираемость налогов увеличить достаточно сложно, так что многие прибегают к заимствованиям. Неумелое управление долгом в будущем и может привести в итоге к проблемам с возвратом денег — то есть к фактически банкротству регионов.

 
Леонид Давыдов

В тоже время далеко не все регионы рассматривают «майские указы» Путина как «лишнюю нагрузку». Глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов в разговоре с «Полит.ру» рассказал, что для некоторых регионов, в том числе для северных, увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимая инвестиция, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. «Там где вложения сопряжены с укоренением рабочей силы, они будут оправданы, — сказал Давыдов. — Если региональные администрации найдут правильный угол зрения на выполнение "майских указов", то это пойдет регионам на пользу».

В тоже время набравшие долги региональные власти вынуждены теперь самостоятельно их администрировать, сокращая другие свои расходы. Очень тяжело будет тем регионам, в которых и без «майских указов» была непростая бюджетная обстановка, уверен Леонид Давыдов. Но если в регионе развивается какой-то бизнес, то особых проблем быть не должно.

 
Фото: profi-forex.org

При этом в банкротстве регионов Леонид Давыдов не видит ничего ужасного. Во-первых, существует процедура введения внешнего управления и сильных социальных потрясений за ним последовать не должно — зарплаты бюджетникам, согласно закону, будут выплачиваться в первую очередь. Во-вторых, возможность банкротства окончательно сделает российские регионы акторами экономической жизни страны.

Леонид Давыдов считает, что даже в случае отставки главы региона из-за проблем с финансами, федеральный центр больше не будет тратить свои ресурсы для «продавливания» на региональных выборах собственных кандидатов в губернаторы. «Я не думаю, что на сегодняшний день федеральные власти будут тратить свой ресурс на то, чтобы продавливать заведомо непопулярных на территориях людей. Дело не в том, что "хочется-не хочется", есть целесообразность, регионы должны брать свою часть ответственности в это непростое время», — сказал Леонид Давыдов «Полит.ру». Видоизмененный принцип назначения «варягов», по мнению Давыдова, может сохраниться в регионах, где «не из кого выбирать».

Главное проблемой Москвы в региональной политике будет не то, что на выборах может победить «не тот»: как показала практика, практически с любым адекватным политиком возможно вести диалог о совместной работе. Проблемы, уверен Давыдов, могут возникнуть, если будет избран «никудышный» политик, который окажется неспособен к продуктивной работе. «Надо говорить не о неугодных, а о неспособных к работе. Выборы и площадная политика это одно, а ежедневный труд, подчас многочасовой, это совсем другое», — сказал Давыдов.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).