будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ выборы регионы «Единая Россия» выборы губернаторов
Май 12, 2025
Страна
Салин Павел

Регионы в роли «злого следователя»

Регионы в роли «злого следователя»
800-600_j0RfpOB

В то время как изменения в федеральном избирательном законодательстве направлены на повышение конкурентности выборов, региональные законы менялись в направлении сокращению электоральных возможностей партий. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив, сообщает газета «Известия», ссылаясь на текст доклада, которым она располагает.

Доклад КГИ был посвящен анализу региональных и муниципальных выборов в России, намеченных на 10 сентября 2017 года. Опрошенные газетой эксперты высказали гипотезу, что действия региональных законодателей по-настоящему не противоречат действиям федеральных, а только «запаздывает».

В то же время многие российские СМИ сообщили об усилении партией «Единая Россия» финансирования своих региональных избирательных кампаний. Как передал телеканал «Дождь» со ссылкой на секретаря генсовета партии Сергея Неверова, всего на региональные избирательные кампании «Единая Россия» направила более 600 млн рублей. Некоторые издания при этом подчеркивали, что партия финансирует эти кампании впервые.

 
Сергей Неверов, секретар генсовета партии "Единая Россия"  /er.ru

Прокомментировать для «Полит.ру» происходящее согласился политолог Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ. По его мнению, дело в том, что «Единая Россия» в действительности не приступает к финансированию региональных избирательных кампаний впервые, а меняет схему этого финансирования.

 
Павел Салин, политолог

«Обе новости никак друг другу не противоречат. В случае с якобы имеющим место увеличением финансирования избирательной кампании «Единой России» в регионах речь не идет об увеличении объема финансовых потоков. Речь идет об изменении схемы финансирования. Раньше местные отделения «Единой России» занимались тем, что называется политическим фандрайзингом – то есть деньги на избирательные кампании им давал местный бизнес. А сейчас в свете усиления деятельности правоохранителей это стало представлять определенную опасность для участников таких схем.

Несмотря на вроде бы урегулированное законодательство, все предвыборные бюджеты – как минимум «серые», если не «черные», если не считать официальной части. И если раньше участники этих схем к такому относились спокойно, понимая, что если они участвуют в схемах «Единой России», у них есть индульгенция, то сейчас в свете активизации правоохранителей на региональном уровне уверенности в такой индульгенции уже нет. Так возникла проблема с финансированием кампаний «Единой России» – даже не из-за того, что денег в регионах стало меньше, хотя их и стало меньше, а из-за того, что их просто боятся давать и брать по прежним схемам, а новых схем еще не придумали.

Поэтому финансирование избирательной кампании и ведется теперь «сверху вниз», когда схема прозрачна. Все-таки если в схеме участвует и федеральное руководство «Единой России», вероятность того, что у правоохранителей возникнут финансовые претензии, заметно снижается. У них руки развязаны в отношении регионального, а пока еще не федерального уровня. Так что здесь имеет место именно это: та схема с якобы усилением финансирования «Единой России», которая описана в СМИ, есть именно изменение схемы финансирования, а не увеличение самого финансирования», – сказал Дмитрий Салин.

Говоря же о практически одновременном изменении федерального и регионального законодательства фактически в противоположном направлении, когда на федеральном уровне закрепляется повышение конкурентности выборов, а на региональном – уменьшаются шансы партий на участие в выборах, он отметил, что

«Здесь следует обращать внимание даже не на изменение законодательства, а на изменение правоприменительной практики. Допустим, если брать законодательство в самой резонансной его части – муниципальный фильтр на выборах губернаторов, то правоприменительная практика в регионах совершенно разнится. У Навального она была одна, а у Ройзмана, например, совершенно другая. И у них других кандидатов в других городах. При этом законодательство с тех пор не поменялось по сути, просто сейчас оно позволяет очень широко толковать его нормы, исходя из тех сигналов, которые идут из федерального центра в отношении оппозиции. И тогда оно используется благожелательно или запретительно.

Словом, я бы не говорил именно об изменениях законодательства, а только об изменениях его правоприменительной практики. Полагаю, это первоначально и задумывалось: нормы были так прописаны, чтобы, не меняя их целиком, менять конфигурацию политическая кампании так, как нужно и Москве, и местных элитам», – объяснил Павел Салин.

Он не согласился с предположением, что региональные законодатели, возможно, более консервативны, и потому не успели среагировать на сигнал федерального центра о повышении конкурентности выборов.

 
В.Путин во время посещения Национального музея Марий Эл / kremlin.ru

«Нет, я бы так не сказал. Просто федеральный центр в этой ситуации разыграл роль «доброго следователя», а регионалам оставил роль «злого следователя». Это же как с муниципальным фильтром: дали планку как нижнюю и разрешение поднимать ее. И практически во всех регионах в результате ее подняли, сделав муниципальный фильтр труднопреодолимым. Федеральный центр и предполагал, что так будет. Но зачем ему брать на себя ответственность (а тогда, вспомните, политическая культура была несколько иной – 2012 год, протесты)? Зачем, если можно было продемонстировать, что федеральный центр вполне готов к либерализации? А что регионы будут закручивать гайки, в принципе, и прогнозировалось.

Ну, такова уж роль регионов – роль «злого следователя». Это не того, что сигналы не шли или неверно понимались – роль эта была отведена регионам изначально», – убежден Салин.  

Салин Павел
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).