Идея создания особой площадки для митингов в столице — желательно подальше от Кремля — власти не покидает уже несколько лет. Ныне столичные власти озаботились вопросом всерьез. Есть все основания полагать, что идею ждет крах: одного места для митингов недостаточно, а протестующие «резервацию» не воспримут.
Московская мэрия всерьез прорабатывает предложение Владимира Путина о создании особой зоны в столице, где желающие могли бы беспрепятственно митинговать. «В целом в будущем, мне кажется, нужно по примеру некоторых наших соседей в Европе найти какое-то место, такое достойное, типа Гайд-парка, и там всем, кто хочет, дать возможность высказываться по любым вопросам абсолютно свободно, открыто, с тем, чтобы средства массовой информации могли донести эту точку зрения до всех граждан России», — заявил премьер на этой неделе, выступая на встрече с ректорами российских вузов.
«Вопрос определения территории для создания Гайд-парка требует детальной проработки с общественными организациями, экспертным сообществом и жителями города. В этой связи Сергеем Семеновичем дано поручение создать рабочую группу по взаимодействию с гражданами и проработке предложений для внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N54 "О митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях», - заявила накануне пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова.
Конкретное место столичные власти до завершения всех консультаций — и с профессиональными политиками, и вроде даже с «рассерженными горожанами» - назвать не могут. Один из ректоров предложил Путину в таком качестве Тушино. Глава департамента культуры столицы Сергей Капков назвал «Интерфаксу» еще две площадки. «Это, может, будут Воробьевы горы, может, часть «Лужников». Надеюсь, не в ежедневном режиме там люди будут митинговать»,— пояснил Сергей Капков.
Столичный Гайд-парк — это только может показаться хорошей идеей властей и их шагом навстречу недовольным москвичам. Для начала — вопрос географии. Лондонский Гайд-парк с его Speaker's corner все-таки находится в центре города, тогда как пока властями предлагаются варианты хоть и не за «101-м километром», но и далеко не в центре.
Затем: протестующим традиционно не нравились места, предлагаемые властями. Подобные инициативы власти уже вызывали гневную реакцию несистемных оппозиционеров, когда всерьез обсуждался вопрос о выделении в Москве специального места для митингующих. Митингующим в 2007 году предложили выделить «резервацию» - набережную Тараса Шевченко.
«Давайте создадим гайд-парки: пусть там собираются – белые, красные, голубые, серо-буро-малиновые, а кому захочется послушать – добро пожаловать.. Люди могли бы собираться там, чтобы высказывать свои мнения. Если им станет скучно там стоять, они могут ходить по ним кругами», - описал идею Иванов (это он, стало быть, над несогласными издевался за их непременное желание «маршировать»), добавив, что перекрывать центральные улицы Москвы для митингов неправильно.
Непримиримые несогласные на набережную ходить отказались и власти сдали назад. После окончания «гонки преемников» и избрания Дмитрия Медведева, а не Иванова на президентский пост тема гайд-парка в столице на некоторое время сошла на нет. В 2009 году Медведев вновь ее поднял и мэрия даже выразила готовность устроить подобную площадку в парке Горького. Еще через год члены Общественной палаты вновь подняли тему «столичного Гайд-парка», предложив отвести под него Болотную площадь. «Несогласных» и это предложение не вдохновило и они продолжили ходить на Триумфальную площадь, даже когда ее закрыли для акций, объявив там "археологические раскопки".
Логике настоящего, лондонского Гайд-парка инициатива властей нерелевантна. «Уголок ораторов» именно что представляет из себя «уголок ораторов» (проповедников, маргинальных политиков, городских сумасшедших), а митинговать гражданам в остальных местах никто не запрещает. Да и российской конституции, гарантирующей свободу собраний (на чем настаивали те же несистемные оппозиционеры), идея резервации не соответствует.
Вариант, что идея общей площадки для митингов наталкивается на еще одно слабо преодолимое препятствие. На митинг по случаю 1 мая или 12 июня традиционно подается несколько заявок от разных политических сил. Кому предоставлять эксклюзивную площадку с электричеством и звуком? Лужники у нас и вовсе стадион — место рисковое, где проводятся массовые мероприятия. Придется не разрешать никаких митингов в дни, скажем, футбольных матчей? И так далее, проблем много.
Сдается, впрочем, что идея «Гайд-парка», столь излюбленная отечественными политиками, будет в очередной раз похоронена. Когда столичные власти и организаторы шествия 4 февраля, например, зашли в тупик относительно маршрута шествия, раздавались призывы отказаться от согласования шествия с властями и пройти просто так. Горстка упрямых «несогласных» идею «гайд-парков» обессмысливала на протяжении нескольких лет. Полсотни тысяч «Болотных протестантов» сотрут эту идею в порошок. Поскольку силой подавлять многотысячные акции в столице власти пока, слава Богу, не собирались.