будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минцифры Роскомнадзор законотворчество интернет
Июль 6, 2025
Страна
Бегтин Иван

Роскомнадзор и «попутные блокировки»

Роскомнадзор и «попутные блокировки»
Роскомнадзор-блокировка_контента-708236
Блокировка интернет-ресурса. Источник: qwrt.r

Роскомнадзор могут наделить полномочиями самому определять способ блокировки для каждого сайта, внесенного в его «черные списки». Соответствующие поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подготовили в Минкомсвязи.

В настоящее время каждый оператор связи сам определяет, как именно будет блокировать ту или иную страницу. При этом случается, что наряду и законно блокируемыми интернет-ресурсами блокируются и совершенно не причастные к обнаруженным нарушениям страницы. По мнению авторов идеи, наделение Роскомнадзора новыми полномочиями поможет защитить законопослушные ресурсы.

Дело в том, что сейчас при направлении адреса страницы с незаконной информацией на блокировку, в «черный список» могут включить название сайта, адрес отдельной страницы или ее IP-адрес. Однако один и тот же IP-адрес могут использовать множество сайтов.

По словам Вадима Ампелонского, официального представителя Роскомнадзора, «способы ограничения доступа не всегда оптимальны с точки зрения устойчивости сетей связи, обеспечения прав пользователей, не всегда учитывают новые технологии, используемые для распространения информации в интернете», передает газета «Известия».

Действительно, в апреле 2013 года «Ростелеком» по решению суда заблокировал по IP-адресу сайт, признанный противозаконным, без учета того, что на том же IP располагался и сайт крупнейшей в России поисковой системы «Яндекс». В результате система в течение получаса была недоступна для 3,5 млн человек. В июне 2014 года по аналогичной причине оказался недоступен для пользователей сайт интернет-издания Gazeta.Ru

 
Один из офисов продаж и обслуживания компании "Ростелеком"
Фото Москвы / Moscow-Live

Расширение полномочий Роскомнадзора не решит проблем «попутной блокировки» и вообще является нежелательным изменением. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал Иван Бегтин, специалист в области работы с данными, директор АНО «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив, комментируя соответствующие публикации в СМИ.

«Я, безусловно, против всякого рода блокировок интернет-страниц. Они происходят не только у нас в стране — это некоторая общемировая тенденция. Поводы и причины для блокировок разные: в Британии, например, хотят начисто заблокировать всю порнографию, в других странах власти занимают очень жесткие позиции по блокировкам всего контента, на который жалуются правообладатели. Словом, причины разные, но смысл один: интернет перестает быть зоной фронтира.

Но и к блокировкам могли бы быть разные подходы. Например, можно было бы учить судей пониманию, что можно блокировать, а что нет, проводить для них образовательные мероприятия, может быть, организовывать курсы, объяснять, как на все реагировать. Но этого не делается. Поэтому я бы сказал так: первое. Идея дать больше полномочий в этом вопросе Роскмнадзору лишний раз демонстрирует кризис судебной системы.

Второе. Безусловно, я категорически против того, чтобы давать исполнительной власти любые новые полномочия. Давайте начнем с того, что у нашего правительства и его структур и так слишком много полномочий, которые сейчас, фактически, описываются рамочными законами, а дальше дело определяет постановление правительства или решение надзорного ведомства. Я категорически против этого. Я считаю, что по любым вопросам, затрагивающим общественные интересы, безусловно, должна быть либо консолидированная позиция нескольких органов власти, причем желательно — разных ее, власти, ветвей, либо вообще позиция разных ветвей власти.

 
Иван Бегтин
Фото Марии Борисенок

То есть, слава Богу, что существует судебный фильтр между блокировками и Роскомнадзором. Другой вопрос — что, действительно, при блокировках по решению суда часто бывают сложности, связанные с невысокой технической грамотностью судей, особенно членов малых судов. Однако идея передать больше полномочий в этом области Роскомнадзору никоим образом не демонстрирует и не описывает, что теперь будут делать вместо этого. То есть теперь просто говорят: «Ребята, мы это лучше знаем, давайте этот вопрос доверять нам!». А мы им не доверяем. Мы им не доверяем, может быть, именно по той причине, что они лучше знают техническую сторону дела — и будут действовать не за общественные интересы, а против них.

Поэтому мое мнение таково: безусловно, есть проблема с тем, что многие ни в чем не повинные сайты блокируются из-за некорректных принципов блокировки провайдерами. Но, с другой стороны, решение, которое предполагает большее участие Роскомнадзора, и вообще любые решения, которое хоть каким-то образом увеличивает его полномочия, я считаю, заведомо абсолютно некорректными.

Я вообще думаю, что если в принципе блокировки должны обеспечиваться, то это можно было бы по-разному устроить. Можно предложить: давайте организуем парламентскую комиссию или создадим специальную коллегию при Верховном суде, которая рассматривала бы подобные вопросы. Это может быть и не парламентская комиссия, а вообще некая межведомственная государственная структура, рассматривающая подобные вопросы и состоящая как из представителей отрасли, так и из представителей разных ветвей власти. Но категорически, ни в какой форме, никогда для этого не нужно давать никаких дополнительных полномочий Роскомнадзору. В эту корзину сложено уже достаточно яиц, и она уже упала и летит», — объяснил Бегтин.

Говоря о проблеме блокировки по IP-адресу, в результате которой зачастую заблокированы оказываются не только страницы из «черного списка» Роскомнадзора, но и вполне законопослушные страницы, эксперт отметил, что проблема действительно существует, однако решения в рамках предложенного ведомством пока нет.

«Да, проблема существует, только для ее решения предлагаются негодные средства. Но тот факт, что такая проблема есть, не означает, что надо давать Роскомнадзору какие-то дополнительные полномочия. Если отменить все законы, которые вводят блокировки, тоже ведь можно добиться того, что ни в чем не повинные сайты не будут блокироваться. Почему бы так не сделать? Тоже ведь можно было бы избрать такой подход», — заключил Иван Бегтин.

Бегтин Иван
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).