будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Роскомнадзор Роспотребнадзор интернет права потребителей
Май 12, 2025
Страна

Роспотребнадзор против интернет-магазинов

Роспотребнадзор против интернет-магазинов
Image681
Магазин закрыт. Источник: Photobucket.com/zbat

Роспотребнадзор, в свое время преуспевший в борьбе с грузинской минералкой и молдавским вином, обратил взор в виртуальное пространство. Ведомство, возглавляемое Анной Поповой, предложило наказывать за нарушения интернет-магазины наравне с обычными торговыми точками.

В надзорном ведомстве отмечают, что интернет-торговля стремительно развивается. В сфере электронной коммерции появляются «все новые отношения, не урегулированные законодательством». Сейчас интернет-магазины могут просто не называть себя «продавцом» и, таким образом, находиться вне юрисдикции закона о защите прав потребителей со всеми вытекающими для покупателей последствиями.

На портале regulation.gov.ru опубликован подготовленный Роспотребнадзором проект поправок к закону «О защите прав потребителей» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). В соответствии с ними, поставщика услуги предлагается сделать самостоятельным субъектом ответственности перед потребителями, а торговые онлайн-площадки, не предоставляющие потребителям информацию о продавце, изготовителе продуктов, о самом товаре или услугах — наказывать по всей строгости закона. Недобросовестные интернет-магазины рискуют быть заблокированными на срок от 30 до 90 дней — именно на такой срок ведомство имеет право приостановить деятельность обычных магазинов.

Наш ответ Али-Бабе?

Инициативу Роспотребнадзора нельзя назвать несвоевременной. Ежегодно рынок электронной торговли в России растет на 25-30%, что намного превышает темп роста традиционной розницы. Только в Москве в 2014 году действовало 18,5 тысяч интернет-магазинов, их совокупная выручка составила 122 млрд рублей. Всего в 2014 году, согласно данным исследования Datainsight, россияне приобрели в отечественных интернет-магазинах товаров на сумму 560 млрд рублей, в зарубежных магазинах (кроссбордерные покупки) на 85 млрд рублей. Покупки в интернете совершали 40 млн из 73 млн пользователей в России. По оценкам некоторых аналитиков, объем рынка e-commerce в стране в 2016 году может приблизиться к 1 трлн рублей и даже превысить эту цифру.

В мае стало известно об открытии в России представительства китайского интернет-гиганта «Али-Баба». Торговый портал AliExpress (входит в группу Alibaba), запущенный в России в марте 2015 года, сейчас является самым популярным в рунете интернет-магазином с 15,6 миллиона покупателей в месяц, что в несколько раз превышает число покупателей из России у eBay и Amazon.

Всех без исключения

«Интернет-магазины — такие же субъекты торговли, для них не должно быть исключений», — цитирует «Коммерсантъ» Анну Сергееву, представителя Роспотребнадзора. Ритейлеры готовы согласиться с этим, но лишь отчасти. «Безусловно, интернет-магазины должны подвергаться тем же наказаниям, что и обычные, которые не предоставляют определенную информацию пользователю. Однако нельзя блокировать сразу, необходима какая-то процедура по предупреждению», — рассказала Екатерина Шукалова, директор интернет-агентства «Ферт», в эфире радиостанции Столица FM. 

Гендиректор Price.ru Алексей Романенков уверен, что возможная остановка работы товарных агрегаторов, таких как «Яндекс.Маркет» и Price.ru, лишит потребителей независимой непредвзятой информации о товарах и поставщиках. Он пояснил, что агрегаторы собирают данные о товарах и поставщиках, чтобы информировать потребителей, и в их работе используется преимущественно рекламная модель.

Владельцы интернет-магазинов также опасаются, что в случае дополнения КоАП словами «сайты в сети интернет», власти смогут приостанавливать деятельность вообще любых интернет-ресурсов за любое нарушение. Такое мнение «Коммерсанту» высказал гендиректор онлайн-ритейлера Wikimart Андрей Кленин.

В бизнес-сообществе отмечают, что за Роспотребнадзором может стоять другое могущественное ведомство — Роскомнадзор, обладающее правом вносить нежелательные сайты в «черный список». По мнению замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет Сергея Копылова, процедура блокировки проштрафившегося онлайн-магазина будет аналогична той, что сейчас действует в отношении сайтов из «черного списка», доступ к которым блокируется по закону «Об информации». «Вероятно, Роспотребнадзор будет направлять решение в Роскомнадзор, тот определит и известит хостинг-провайдера, подождет три дня и, если контент не исправлен, поместит сайт в "черный список", из которого его, в свою очередь, обязаны забрать интернет-провайдеры и осуществить фильтрацию», — пояснил он.

Отметим, что в настоящее время сайты могут закрывать за размещение экстремистских материалов или пиратских копий фильмов, игр или книг, закон работает с 1 ноября 2012 года (в новом формате – с 1 мая 2015 года). Всего за время действия закона в запрещенном списке успели побывать такие известные ресурсы, как социальная сеть «ВКонтакте» (по ошибке), энциклопедия интернет-мемов Lurkmore и торрент-трекер Rutracker.org (несколько раз).

«Я бы не хотел, чтобы неизвестные граждане известных стран запрещали...»

Парадоксальным образом руководители многочисленных «надзоров» считают, что составление очередного «черного списка» или угроза закрытия даст онлайн-магазинам больше, чем может дать живое мнение пользователей интернета, количество положительных и отрицательных отзывов покупателей. Лучше понять ход мысли чиновников поможет история, случившаяся на днях с замруководителя Роскомнадзора Максимом Ксензовым. Он испытал на себе всю строгость ограничений в интернете — правда, с другой стороны. Сообщение чиновника со словом «хохол» в Facebook было удалено администрацией социальной сети. «Отлично. Удалили мое сообщение», — написал Ксензов. Он пояснил, что сообщение содержало «среди прочего, что хохлы иногда такие хохлы».

«Я бы не хотел, чтобы неизвестные граждане известных стран запрещали гражданам моей страны говорить на родном языке», — подчеркнул заместитель руководителя ведомства. Представитель Роскомнадзора в связи с инцидентом добавил, что администрации ресурсов «гораздо более жесткие и циничные», а также «не ограниченные никакими рамками, нежели любые госорганы». «Ирония парадокса, однако)», — добавил он. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).