Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин провел в ведомстве такие реформы, что теперь в налоговых нововведениях не могут разобраться самые опытные предприниматели и бухгалтеры. А ведь от их стабильной работы во многом зависит развитие малого бизнеса и – как следствие – благополучие в российском обществе и в целом в стране.
Колоссальный объем информации и изменений в начале каждого года при гигантской отчетности в сжатые сроки – типичная практика работы ФНС. Нарушение этих сроков или поставленная не в том месте запятая влекут за собой пени, штрафы и блокировку счетов.
Отдельной – и очень большой! – проблемой стало внедрение новой версии системы АСК НДС-3. Система «подвесила» сдачу налоговой отчетности, особенно для малых предприятий, часто не имеющих в штате своих собственных бухгалтеров, ведущих счета. А несдача отчетности – основание для серьезных санкций вплоть до полной остановки работы предприятия.
Кроме того, шума наделал довольно странный документ ФНС, который разъясняет, как налоговые инспекции должны поступать с организациями, имеющими признаки однодневок. По замыслу авторов, все подразделения обязаны немедленно исключать из базы отчетность таких организаций по НДС и налогу на прибыль. Что такое фирма-однодневка, вроде бы давно определено, но любой бухгалтер скажет вам, что неверный номер так называемой «уточненки» тоже может быть признаком однодневки. В итоге многие добросовестные налогоплательщики оказались под угрозой аннулирования деклараций. К счастью, Минюст это письмо отменил.
Бухгалтеры, привыкшие работать в условиях постоянных изменений законодательства со стороны ФНС, люди закаленные – трудно представить, что может вывести из себя это достаточно консервативное сообщество. Мы слышали о забастовках шахтеров, о выступлениях водителей, даже учителей. Но спровоцировать протест российских бухгалтеров удалось только господину Мишустину. Работа ФНС под его руководством в последние годы довела их «до ручки». Иначе объяснить идею написания открытого письма о работе ФНС невозможно.
Открытое письмо руководителю ФНС готовится усилиями главных бухгалтеров, аудиторов и руководителей предприятий. В цифровой век каждый из них может внести в письмо свои дополнения, жалобы и предложить пути решения проблем. По сути, авторы обращения готовы предложить Михаилу Мишустину помощь в организации работы его службы. Но надо ли это руководителю ФНС? Пока все говорит об обратном.
Инициативная группа бухгалтеров напоминает Мишустину, что «экономика страны состоит не только из госкорпораций. В значительной доле в экономике присутствует малый и микробизнес, который к тому же выполняет функцию социальной стабилизации. Во многих странах начинающий микробизнес освобожден от налогов и отчетности. Не каждый предприниматель может финансово позволить себе хорошего юриста, особенно налогового, аудитора или просто грамотного бухгалтера, системного администратора и программиста. Малый и микро вообще не может, он столько не зарабатывает. А условия предпринимательской деятельности в нашей стране таковы, что без этих специалистов бизнес вести невозможно.
В России доля разоряющихся начинающих предпринимателей может вплотную приблизиться к 100%. Разоряются и закрываются и действующие предприниматели, особенно быстро редеют ряды малого и микробизнеса. Во многом, можно сказать – в основном, благодаря политике Вашего ведомства. Складывается впечатление, что Вы хотите зачистить бизнес от малого и микро. Для ФНС будет, конечно, значительно проще, если тысячи средних и малых предприятий перестанут существовать, но проще ли будет экономике и населению страны?»
Авторы письма заявляют, что причиной для подготовки обращения стали события последних двух лет, происходящие в сфере взаимодействия налоговых органов России и налогоплательщиков (включая организации среднего, малого бизнеса и ИП), которые явились во многом результатом мероприятий, инициированных ФНС.
Авторы письма собрали конкретный список претензий к ФНС. Это «потеря» уплаченных в срок налогов и то, что они не учитываются должным образом на лицевых счетах налогоплательщиков, постоянные проблемы функционирования автоматизированных систем типа АСК НДС. Как результат – сданная в срок отчетность не принимается налоговым органом, что ведет к рискам, о которых говорилось выше.
В обсуждении проекта письма бухгалтеры делятся своими историями. Вот одна из них, достаточно типичная: «Мы микропредприятие с оборотом до 10 млн в год, трудоустроено 4 сотрудника. Если произвести простую калькуляцию, то в 2019 году нам необходимо в общей сложности сдать 45 отчетов (если не считать промежуточных). Это примерно 4 отчета в месяц!»
Анна Амасова, директор издательства, главный бухгалтер и писатель в одном лице из Санкт-Петербурга, участник инициативной группы, рассказала нашему корреспонденту, что авторы письма аккумулировали проблемы и пробелы в работе ведомства (значительную часть), разобрали, что не работает и почему не работает, а также дали свои профессиональные рекомендации, что необходимо сделать в первую очередь.
«В целом, я лично хочу нормального взаимодействия между налоговым ведомством, законодателями и профессионалами, чтобы люди имели возможность нормально работать. На сегодняшний день для меня очевидно, что ведомство не справляется со своими задачами, я как руководитель вижу колоссальное количество очень непродуманных вещей», – сказала Анна Амасова.
Одной из распространенных претензий бухгалтеров к ФНС является значительный объем отчетности, для заполнения и сдачи которой требуются специальные навыки и знания либо привлечение квалифицированного специалиста, определенные компьютерные программы для ведения учета – часто «зависающие» и теряющие отчетность. Складывается впечатление, что все это для того, чтобы налоговая могла максимизировать объем штрафных санкций.
Очевидно, этой же цели служит и внедряемая «огнем и мечом» автоматизированная система АСК НДС, которая позволяет налоговой практически любой штрафной маневр. Такие характеристики АСК приносили предпринимателям немало головной боли и финансовых потерь: добросовестного руководителя и бухгалтера организации налоговая заставляет проводить «следственные действия» по своим контрагентам. Получается, что добросовестной организации нужно ежедневно мониторить своих поставщиков «до седьмого колена», не прибегая к налоговым вычетам до выяснения отношений между партнерами. Немногочисленные попытки решать ситуацию в судебно-правовом поле оканчивались плачевно: жалобы и судебные разбирательства приводят, как показывает практика, к похоронам бизнеса. Более 80% компаний-налогоплательщиков в таких ситуациях предпочитают снимать вычеты, ибо себе дороже.
Члены комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации, к которым мы обратились за комментариями по поводу письма бухгалтеров, считают, что вопросы к службе действительно возникают.
Например, депутат от КПРФ Валентин Шурчанов сказал, что в целом ФНС со своей работой справляется, поскольку доходная часть бюджета наполняется. В то же время парламентарий считает, что раз обращение бухгалтеров готовится, то проблемы существуют. «Раз они пишут, значит, проблемы есть. ФНС не отчитывается перед парламентом, но им нужно совершенствовать свою работу. Пусть исправляют программное обеспечение. Наверняка что-то можно улучшить и оптимизировать», – отметил Валентин Шурчанов.
Еще один член комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Щапов (КПРФ) признает, что жалобы реально существуют, а ФНС «перегибает палку» в ходе проверок. При этом депутат убежден, что ФНС сегодня действительно много внимания уделяет борьбе с фирмами-однодневками, серыми зарплатами и незаконным обналичиванием, отмыванием доходов, но главное в этой борьбе – «не выплеснуть ребенка вместе с водой».
«В ходе проведении таких проверок некоторые предприниматели жалуются, что сотрудники ФНС перегибают палку и относятся к реально действующим компаниям как к подозрительным врагам, которых нужно как-то прижать, заставить платить деньги. Это не очень правильное отношение. Налоговой службе надо бы держать баланс между задачей по повышению собираемости налогов и тем, чтобы не уничтожить бизнес особенно малый и средний», – считает депутат.
Об этой же опасности предупреждает уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов:
«В России сокращается количество малых и средних предприятий. Если власти не примут меры, то этот процесс продолжится. Количество средних компаний сократилось на 346 до чуть более 20 тысяч, малых компаний – на 2355 до 264,5 тысяч. Между тем именно эти категории МСП в основном и создают добавленную стоимость в экономике».
Тем временем российские бухгалтеры продолжают готовить свое обращение к руководителю ФНС Мишустину. Хотя и без надежды на успех. В обсуждении письма участник сообщества написал: «К сожалению, реакции не будет». Один из инициаторов идеи обращения, московский бухгалтер Андрей Юдаев, говорит: «Многого мы не ждем, хотя и написали много. Мы все всё понимаем, не дети, но мы ждем решения возникших проблем». И, как добавил другой участник сообщества, «мы не просим снижения налогов, мы просим нормальной работы с налогоплательщиками».
Добавим, что в условиях, когда в обществе растет запрос на социальную справедливость, даже фискальное ведомство должно понимать, что с людьми надо работать по-человечески, и бардак в работе такой серьезной организации недопустим. Поймет ли это господин Мишустин – покажет время.