Не очень приятно критиковать украинское правительство, когда в России столько проблем. Однако налицо и наша общая беда, так что ничего специфического.
Советник украинского президента, экс-лидер российской партии СПС (остающийся и сейчас ее активным членом) получил выговор от Верховной Рады весом в 250 голосов за критику деятельности Юлии Тимошенко на посту премьер-министра. Борис Немцов заклеймил украинского премьера как «наиболее реального и конкретного врага украинской государственности» и посоветовал президенту Ющенко поторопиться с отставкой премьера, иначе «в ближайшее время она развалит страну». Случай интересен тем, как именно рушатся неадекватные картины мира.
Мне было давно любопытно, как именно поклонники киевской зимы из числа иностранцев будут примирять верность идеалам демократии и то, что последует в реальной жизни. Дело в том, что трудно одновременно критиковать «дело ЮКОСа» и боготворить украинских революционеров, которые никогда не скрывали, что будут стремиться сделать множество таких дел как по экономическим, так и по политическим причинам. Впрочем, та же проблема и у «государственников»: логически трудно одновременно аплодировать генпрокуратуре и ругать Виктора Ющенко с Юлией Тимошенко – они пытаются сделать то же самое, но несколько более системно. Они – Владимир Устинов с наполовину более приличной физиономией.
Еще один авторитетный поклонник «оранжевых революционеров», директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги Андерс Ослунд страницах сегодняшних «Ведомостей» в очередной раз указывает на вредоносность политики украинского правительства: «Результаты налицо: экономика Украины в прошлом году выросла на 12%; за первые четыре месяца этого года — на 5% в годовом исчислении. В апреле рост вообще составил лишь 3,9%. Главная причина замедления — снижение инвестиций. В прошлом году капиталовложения выросли на 28%, несмотря на всю предвыборную неопределенность».
Но для того, чтобы сохранить какие-то ориентиры в этом безумном мире, где национальное правительство по собственной воле губит свою экономику, Андерс Ослунд пишет: «Но, как это ни удивительно, правительство под руководством еще одного героя революции, Юлии Тимошенко, взялось проводить политику, по сути, социалистическую и популистскую, похожую на ту, что предлагал проигравший на выборах Виктор Янукович».
Так вот, это неправда - ничего удивительного тут нет. Ну что такого мы не знали про Ющенко и Тимошенко? И к социализму это не имеет никакого отношения. Романтики полагали, что маленькие слабости и желание немного подзаработать на должности могут пройти в результате того, что в революцию были провозглашены кроме всего прочего какие-то идеалы. Так не бывает, к сожалению. А про борьбу с некоторыми олигархами, преследование политических противников, призрак «экономической независимости» от России и вступление в НАТО как основание будущей политики «революционеров» было понятно всегда.
Конечно, можно оправдывать романтиков тем, что в политике истинные цели всегда прикрыты, и не так легко их отделить от шелухи. Но я-то думаю, что ничего сложного в толковании принципиальных вещей нет: многое повторяется в истории и культуре. Иногда даже буквально. Например, в третьем, последнем эпизоде «Звездных войн» бывший демократический канцлер и будущий злобный император Вселенной обращается к сенату со следующей речью: «Враги хотели меня убить и обезобразили мне лицо». После чего последовали бурные и продолжительные аплодисменты.
Шутки шутками, но и в истории лояльность национальных лидеров демократической Америке далеко не гарантирует демократичность национальных правительств. Нынешний президент Украины – лидер слабый и зависимый, но волею истории именно он оказался в точке концентрации безраздельной административной власти. И, точно как и в России, условием монополизации полномочий стал наезд на крупный бизнес, что лишило политических оппонентов опоры.
В результате начатого процесса отъема собственности коалиция олигархов немедленно развалилась, капиталисты и промышленники попытались договориться по-доброму, заплатить чиновникам, они заняты судами и спасением своих корпораций. Это и объясняет то, почему Виктор Янукович, за которого проголосовало почти половина страны, сначала «сдал» своих избирателей, потом появился, но тоже как-то вяло.
Так что украинских олигархов не очень жалко. Хочешь играть в политические игры – становись политиком, хотя путь к этому, как показывает российский опыт, может лежать и через тюрьму. Восток Украины все еще остается без внятного политического представительства – оппозиция, на мой взгляд, невнятна и нерешительна и даже забыла сработавшие лозунги недавней предвыборной драки. Таким образом, в стране нет сдержек и противовесов, если не считать административные склоки в среде сторонников Ющенко, имеющие не политическую, а глубоко личную и материальную природу.
Россия и Украина, несмотря на стилистическую разницу в революционном и контрреволюционном антураже, синхронно, на волне экономического роста вступили в кризис политической системы. Различие в том, что в России, благодаря нефти, существенно лучше с бюджетом, а на Украине, хоть ей придется неизвестно откуда-то брать деньги на возросшие социальные обязательства в условиях экономического спада и номенклатурного безумия, зато есть еще шанс реформировать политическую систему к парламенстким выборам. Но больше сходств.
И в России, и на Украине за 15 лет так и не появилось государства и работающей политической системы, национальных целей и элиты, которая их разделяет. А рост капиталов привел к тому, что к власти пришли перераспределительные группы. Они в своих действиях опираются на население, остро ощущающее несправедливость установившегося разрыва между сверхбогатыми и сверхбедными. И даже внешнеполитические установки похожи – ориентация на Америку.
Надеюсь, впрочем, что набор постсоветских механизмов выживания без государства позволит пережить нам и это смутное время.
См. также: