будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ Россия
Июль 2, 2025
Страна
Сакоян Анна

Россия между желаниями и возможностями

Россия между желаниями и возможностями
yrnov600-450
Марк Урнов. Источник: gosrf.ru

26 апреля 2016 г. в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица» состоялась встреча-диалог с доктором политических наук, ординарным профессором, членом ученого совета НИУ ВШЭ и членом Комитета гражданских инициатив (КГИ) Марком Урновым на тему «Россия между желаниями и возможностями».

Урнов сразу оговорил, что, делая выкладки о перспективах страны, люди зачастую страдают от дефицита информации, которая бы позволила делать точные прогнозы. Здесь на помощь приходит сценарный подход, который представляет собой не просто экстраполяцию старого опыта на будущее, а скорее моделирует некоторые варианты развития.

Урнов пояснил, что в этой беседе он будет говорить не столько о сценариях, сколько об основаниях для строительства этих сценариев. Главным образом, речь идет о том, какое место Россия будет занимать в мире. Это важный момент, потому что внимание к международному статусу страны – это одна из фундаментальных характеристик российского национального самосознания. У россиян есть представление о себе как о «великой державе», которая способна влиять на глобальные процессы. Это стало частью отечественной культуры.

Драма нашей нынешней ситуации, объяснил Урнов, в том, что возможности России удержаться в роли великой державы исчерпаны навсегда. Россия выпадает из этой категории, и это необратимый процесс.

Процесс этот продолжается уже долго. До большевистского переворота Россия была великой державой по всем параметрам. Затем большевики убрали это понятие – вместо этого заговорили о мировой революции. Когда мировая революция не состоялась, началось возрождение понятия великодержавности.

Первоначально Россия представлялась как надежда мирового пролетариата. К 1930-м гг. суперреволюционная риторика стала отступать на второй план. В итоге

сложилось представление о том, что мы самые сильные в военном отношении, лучшие

в социальном плане (причем это превосходство представлялось как нечто непреходящее и абсолютное).

С тех пор мы стабильно снижали представление о себе как о великой державе. При Хрущеве говорили, что мы сильные, но признавали, что мы не так уж благополучны экономически. Тем не менее, мы еще очень легко шли на конфликт (яркий пример – Карибский кризис). При Брежневе риторика снова сменилась. Мы уже были не самыми сильными, но могли стать такими же сильными. При Горбачеве снова опустились на ступеньку: «мы готовы избавить мир от коммунизма, а за это считайте нас, пожалуйста, великой державой». При Ельцине говорили, что мы, конечно, отсталые, но если мы очень постараемся, то догоним.

В 2006 г. по инициативе Путина термин «великая держава» официально был исключен из всех официальных документов. Осталась риторика, что мы могучие и всё у нас будет хорошо. И осталось поведение – такое, как будто Россия до сих пор считает себя великой державой и обижается, когда этого не признают окружающие.

Таким образом, есть некоторая динамика снижения статуса. Сначала сверхдержава, потом региональная держава, потом, в пределе, просто какая-то непонятная страна.

Проблема в том, объяснил Урнов, что любая великодержавность основывается на наличных ресурсах. Эти ресурсы можно распределить на две категории: жесткая сила, то есть ресурсы, обеспечивающие способность заставлять; и мягкая сила, то есть способность служить примером другим странам. Страна может находиться в статусе великой державы, только если ее ресурсы жесткой и мягкой силы обеспечивают ей этот статус.

Сейчас, отметил Урнов в общественной полемике о перспективах страны обязательно присутствует великодержавность. Некоторые говорят, что Россия и так великая держава и всегда ею будет. Другие утверждают, что нам необходимо быть великой державой, иначе произойдет катастрофа. Но никто не говорит в практических терминах о том, что будет, если мы перестанем быть великой державой. Между тем, через это прошли такие ныне благополучные страны, как Британия и Дания.

Далее Урнов перешел к анализу ресурсов. По линии жесткой силы главные проблемы России сейчас – это сокращение численности населения, снижение военной потенциала и изменение статуса ресурсов, прежде игравших важную политическую роль (нефть и газ).

Численность населения, согласно большинству прогнозов, будет сокращаться. Проблема в том, что коэффициент рождаемости в России слишком низок даже для воспроизводства населения на постоянном уровне. И это едва ли изменится, потому что это связано и с уровнем жизни, и с изменением культуры. Та же динамика наблюдается в развитых странах. Теоретически, численность населения может быть повышена за счет прироста числа мигрантов. Но в Россию в основном едут люди с низкой квалификацией. Элитную миграцию оттягивают на себя развитые страны. Поэтому Россия справедливо опасается принимать большое количество мигрантов.

Еще одна проблема - неравномерное распределение населения по территории страны. В первую очередь, уезжают квалифицированные кадры, например, страны. На эти территории уже с интересом смотрит Китай, который посылает туда своих граждан, снижая тем самым свою перенаселенность. В итоге там растет число смешанных семей. Это ведет к культурным изменениям на больших территориях, которые начинают больше ориентироваться на Пекин, чем на Москву.

Снижение военного потенциала обусловлено тем, что Россия просто не может обеспечить такой уровень вложений в военную отрасль, какой обеспечивают себе США. Россия сейчас вкладывает очень много относительно вложений в другие области, но это всё равно несопоставимо меньше, чем по абсолютным параметрам вкладывают некоторые другие страны. Раньше такое положение дел в какой-то мере компенсировалось железным занавесом, позволявшем держать ученых впроголодь, но заставлять их работать. Сейчас, когда занавеса нет, невозможно обеспечить конкурентоспособность в плане привлечения ученых в эту сферу. России, конечно, может поддерживать свое оборонное вооружение, оговорил Урнов, но она не может позволить себе развитие наступательного оружия.

Что касается ослабления политически значимых ресурсов, то раньше у России был важный энергетический ресурс – нефть. Но теперь ситуация изменилась: в мире появляется всё больше альтернативных источников энергии. Таким образом, и по этому параметру жесткой силы наблюдается отставание.

Что касается мягкой силы, большую проблему сейчас представляет состояние здоровья населения. Россия серьезно отстает от Китая и Польши. Высокий уровень заболеваемости, в свою очередь, сказывается на работоспособности населения. Также в России высокий уровень самоубийств, а это важный показатель психологического здоровья населения. Выправить ситуацию путем вложения в здравоохранения невозможно, считает Урнов. Необходимый уровень вложений составляет 35% от российского ВВП.

Еще один важный ресурс мягкой силы – это качество элиты. В России оно низкое. Общество очень однородно в ценностном плане. В частности, оно более однородно, чем в странах, вышедшие из соцлагеря. Качество элиты, объяснил Урнов, определяется культурным отличием элиты от непривилегированных слоев. В России этого отличия нет. Дефицит качественной элиты связан с тем, что после революции в России всячески уничтожали и прогоняли старую элиту.

У элиты всегда больше ресурсов для влияния и власти, но это значит, что это привилегированное меньшинство становится референтной группой для остальных, источником ценностных образцов. В России этого нет. Это проявляется в отсутствии доверия к представителям властных структур: нет доверия ни полиции, ни парламенту. При этом в России сейчас высокий уровень доверия президенту, но это, по мнению Урнова, скорее симптоматичный момент авторитарного режима, когда все доверяют одному. Как следствие недоверия элите Урнов привел низкий уровень доверия друг к другу и слабое гражданское общество.

Также Урнов отметил слабую производительность труда. Это объясняется дефицитом квалифицированных кадров, который, не в последнюю очередь, связан с утечкой мозгов за рубеж. Также имеет место изношенность оборудования и низкая культура труда. Подтягивание этого параметра до адекватного уровня требует не только больших инвестиций, но и больших временных затрат: для формирования культуры необходимо время.

На основании этого Урнов предложил два сценария развития событий. Лучший сценарий состоит в том, что Россия становится региональной державой, и сохраняет свою территориальную целостность. Худший сценарий – это распад страны. Вероятность реализации хорошего сценария довольно низкая, потому что мало ресурсов. Но тем не менее, он возможен. Однако для этого, считает Урнов, необходимо избавиться от великодержавных притязаний и начать думать о том, как улучшить то, что можно улучшить. Например, можно хотя бы немного повысить качество здравоохранения и образования, особенно среднего. Это бы способствовало повышению общего уровня культуры.

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).