Мы обратились к видным экономистам и государственным деятелям с вопросом: "Как будет развиваться ситуация после отказа правительства РФ платить по третьему траншу ОВВЗ?"
Александр Жуков, председатель Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Проблема с третьим траншем очень серьезная и состоит из нескольких аспектов.
Во-первых, правительство и Центральный банк испытывают серьезные трудности с валютными ресурсами, и неизвестно, сочтут ли они возможным тратить их на выплаты по ОВВЗ. Резервы ЦБ невелики, и он сам не испытывает желания производить выплаты по обязательствам правительства. У правительства же есть еще и свои очень серьезные бюджетные проблемы.
Во-вторых, Парижский и Лондонский клубы проводят политику равного отношения должника ко всем своим кредиторам, если речь идет о советском долге (а третий транш ОВВЗ v это именно советский долг). Так что они могут поставить вопрос о выплатах по другим частям советского долга, поскольку кредиторам непонятно, чем эта часть отличается от других. Я полагаю, что правительство все же предложит в итоге некую схему реструктуризации этого долга. Главное, чтобы она была внятной и понятной всем.
Александр Шохин, депутат Госдумы, бывший вице-премьер
Прежде всего, выплаты отложены всего на полгода, и, возможно, владельцы ОВВЗ воздержатся от исков. Все зависит от мелких инвесторов-нерезидентов, которые все же могут предъявить бумаги к погашению. И тогда начнет действовать правило кросс-дефолта. Правда, нужно отметить, что погашение четвертого транша должно состояться в 2003 году, поэтому можно ожидать, что инвесторы не бросятся их погашать. За полгода российское правительство выработает схему реструктуризации. Но нельзя исключать возможности судебных исков и ареста российских активов за рубежом. Причем госсобственность, в основном недвижимость, достаточно неликвидна, но судебные решения могут действовать против российских компаний с государственным участием, таких как "Аэрофлот" или "Газпром".
Андрей Вавилов, бывший заместитель министра финансов; директор института финансовых исследований.
Я думаю, что ситуация будет развиваться не в лучшем для России направлении. Держателями этих бумаг являются частные инвесторы. Хотя и были сообщения о том, что частников как-то прищучат и проведут реструктуризацию, но я думаю, что не получится. Что бы "Большая Семерка" или МВФ ни говорили, будут обращения в суд, иски будут удовлетворены, а активы и имущество будут арестовываться. Примерно то же самое происходило в 1992 году. Конечно, правительству больше ничего не остается, как проводить реструктуризацию, но ее принципы нужно было объявлять в сентябре, как только произошел кризис. У нас же до сих пор мало информации: нет никаких сведений о том, как будут производиться выплаты по купонам. Последствия будут крайне неприятными.
Сергей Трухачев, вице-президент по финансовым вопросам Конфедерации обществ потребителей ("КонфОП").
Я не верю в то, что возможен арест российского имущества за рубежом, хотя это было бы полезно для пробуждения национальной совести. Но этого, скорее всего, не произойдет, вместо этого будет реструктуризация. Возникнет множество проблем по поводу предъявления исков, прежде всего с доказательной базой. Я не знаю, как работают суды за рубежом, но я представляю, как будут проходить суды у нас. Безусловно, все иски будут приняты, все будут удовлетворены, но тянуться это будет как минимум год.
Алексей Улюкаев, заместитель директора Института экономических проблем переходного периода
Я думаю, 15 мая ничего не произойдет. Главная проблема - остальные транши ОВВЗ на сумму около 11 млрд долларов. Если от них начнут избавляться, то цены на бумаги резко упадут. При этом кросс-дефолт зависит от крупных держателей ОВВЗ. Это очень сложная ситуация. Проблема может быть решена на переговорах. И если мы ее снимем, то бумаги упадут в цене. Если же договориться не получится, то будет проведена процедура кросс-дефолта, с судами и арестами. Но я не вижу причин, по которым держатели других траншей должны броситься их сдавать.