будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Страна
Маркедонов Сергей

Россия уходит из СНГ-2

Россия уходит из СНГ-2
98_m

2005 год стал в определенном смысле поворотным пунктом в российской политике по отношению к СНГ-2 – своеобразному содружеству непризнанных государств на постсоветском пространстве. В ушедшем году после долгих препирательств Кремль согласился на грузинский план урегулирования конфликта между Тбилиси и Цхинвали и на «дорожную карту» Виктора Ющенко по разрешению приднестровско-молдавского противостояния. Впервые с 1991 года Москва так четко продемонстрировала миру, что более не является эксклюзивным держателем пакетов политических акций в самопровозглашенных постсоветских образованиях. Теперь она имеет такой же голос и такое же право что-то предлагать и с чем-то спорить, как Соединенные Штаты и другие государства-члены ОБСЕ. Российскому доминированию в СНГ-2 приходит конец.

На абхазском направлении таких знаковых «компромиссов» в 2005 году зафиксировано не было. Однако после провала операции «преемник» в конце 2004 года Москва так и не смогла отойти от политического шока сухумской «цветной революции» и выстроить нормальные отношения с новой администрацией непризнанной республики. «Комплекс Хаджимбы», выражающийся в молчании как основе стратегии Кремля, весь год довлел над российско-абхазскими отношениями. На этом фоне была проведена паспортизация граждан Абхазии собственными, а не российскими «красными книжечками». Москва так и не смогла навязать США и Евросоюзу свою трактовку грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Более того, российские внешнеполитические стратеги даже не попытались дать интерпретацию этих конфликтов с точки зрения наших внутренних национальных интересов. Вот уж, действительно, узкая специализация и «разделение труда»: Южная Осетия и Абхазия - это внешняя политика, а Северная Осетия и российский адыгоязычный Кавказ - это политика внутренняя. Прямо реализация магистральной мысли по «отделению мух от котлет». Только во Владикавказе, Нальчике и Майкопе считают по-другому…

Нагорный Карабах – отдельная история. Сами лидеры этого непризнанного государства весьма скептически относятся к институционализации СНГ-2 как некоего «антиГУАМа». Здесь, в отличие от ПМР, Южной Осетии и Абхазии, давно проводится диверсифицированная внешняя политика, не привязанная только к России. Однако сам Кремль не проявляет заинтересованности в развитии отношений с НКР. 2 сентября 2005 года, в день республики, руководство НКР поздравили 40 американских конгрессменов... но этого не сделал ни один российский законодатель. Российский бизнес также фактически не присутствует в НКР, самой экономически развитой из непризнанных республик.

Но самое главное – это не отдельные уступки Москвы. Снижение российского влияния в Абхазии, Приднестровье и в Южной Осетии - это объективное и, увы, закономерное следствие отсутствия внятной стратегии по отношению к непризнанным образованиям. Просто количество рано или поздно должно было перейти в качество. Хуже другое: «сдача» Южной Осетии и ПМР – это не часть какого-то стратегического плана «отхода» и «сосредоточения». Это - политический аутизм, отказ от решения любых возникающих острых проблем.

СНГ-2 считалось до недавних пор вотчинной территорией российской дипломатии и российских спецслужб. Между тем даже беглого анализа истории постсоветской российской политики на «непризнанном направлении» достаточно, чтобы отвергнуть подобный тезис. Или, по крайней мере, существенно его скорректировать. Строго говоря, внятной и осмысленной политики на этом направлении у Москвы никогда и не было.

Непризнанные образования формировались в то время, когда Россия как самостоятельный политический субъект сама находилась в эмбриональном состоянии. Грузинский марш на Цхинвали, акция 9 апреля 1989 г. в Тбилиси и конфликт в Дубоссарах происходили на фоне стремительной национализации некогда братских советских республик и агонии союзного центра. Формирующийся российский центр на начальном этапе крайне негативно относился к непризнанным образованиям, видя в них руку КПСС и Союза. Исключением в этом ряду был «демократический» Карабах. Союз же, напротив, боролся против карабахских «сепаратистов» и поддерживал Цхинвали, Сухуми и Тирасполь.

С распадом СССР в самой России началась борьба советской и президентской «вертикалей», каждая из которых имела свою политику по отношению к непризнанным республикам. В начале 1990-х гг. многократно критикуемый всеми сегодня Борис Ельцин сделал единственно верный в тех условиях выбор. Он с помощью непризнанных республик канализировал просоветские и сепаратистские настроения, в коих в России в начале 1990-х гг. не было недостатка. Не воюй Конгресс горских народов Кавказа (КГНК) в Абхазии, возможно, мы имели бы в Нальчике и в Майкопе второй Грозный. Кстати, его призраки обрели вполне реальные очертания в августе-сентябре 1992 года в столице Кабардино-Балкарии. Если бы Тирасполь не стал «Гренадой» для российских национал-коммунистов, октябрьский кризис 1993 года мог бы закончиться по-другому.

Таким образом, энергия собственных внутриполитических «вызовов» была переключена вовне России. Цинично, но такова политика национального эгоизма. Увы, кроме этого, Москва на протяжении 1990-х - начала 2000-х гг. ничего содержательного не предложила. Заверения в поддержке перемежались с тезисами о признании территориальной целостности Грузии и Молдовы. Абхазия не единожды переживала блокаду со стороны «братской» России. Но никаких проектов демократического освоения СНГ-2 из Кремля не поступало и не поступает.

За 15 постсоветских лет Москва так и не смогла перестроить свою политику по отношению к непризнанным образованиям в соответствии с нормами современного политического языка, понятного в Вашингтоне и в Брюсселе. Очевидно, что проектами по воссозданию сверхдержавы там никого не подкупишь. А идею демократизации СНГ-2 Кремль бездарно отдал на откуп Кишиневу и Тбилиси. России же была оставлена роль «голубого воришки», стесняющегося кражи чужого добра. И эту роль мы выбрали сами. Никто ее Москве специально не навязывал. Вместо того чтобы исправлять «преступную сталинскую национальную политику» и ее последствия, а также бороться с «малым империализмом», подавлением этнических меньшинств и миноритарных языков, Россия занялась вялым оправданием поддержания былого величия. То есть закрылась в глухой и безынициативной обороне.

А в 2004 году даже непризнанная Абхазия показала, что спрос на новую несоветскую лексику и риторику наступил. Между тем Кремль, формирующий запрос на советскую ностальгию у собственных граждан, не в состоянии укреплять демократию ни в СНГ-1, ни в СНГ-2. Отсюда - диверсификация политики непризнанных государств, которая именно в ушедшем 2005 году приобрела принципиально новый характер. Теперь непризнанные республики все больше апеллируют к косовскому казусу и формуле «права и свободы в обмен на статус и признание». В декабре 2005 года в Женеве на представительной конференции «Мультикультурализм и этнонациональное развитие» приняли участие представители не только Карабаха, но и других самопровозглашенных государств. К европейским ценностям апеллирует теперь абхазская дипломатия, а руководство ПМР смогло привлечь на парламентские выборы депутатов польского Сейма, давших высокую оценку электоральным процессам на левом берегу Днестра. Теперь непризнанные демократизируются сами, без российской помощи.

И далеко не факт, что этот процесс будет происходить параллельно с их инкорпорированием в состав признанных ООН образований. В непризнанных республиках есть и свои политические, общественные институты, силовые структуры, внутренняя легитимность, национально-исторический миф. По мнению немецкого политолога Штефана Трёбста, именно государственная состоятельность — главная препона рассмотрению непризнанных государств в качестве эдаких «бандитских анклавов». Бандитским анклавам не нужны государственная символика, претензии на легитимность и самое главное — государственно-исторический миф. Между тем, идеологические системы непризнанных государств постсоветского пространства насквозь историчны. Не праздный вопрос - «Что больше похоже на государства: Афганистан, Сомали, Либерия, являющиеся не более чем флажками на лужайке перед зданием ООН, или НКР, Абхазия и Приднестровье?».

Но самая большая проблема — это признание непризнанного государства его подданными. Можно сколько угодно обвинять в экстремизме политиков НКР, ПМР, Абхазии или Южной Осетии, но их экстремизм опирался и опирается на массовую поддержку граждан государств, которых с формальной точки зрения не существует. Более того, в любой миротворческой инициативе, направленной на разрешение спора между признанным и непризнанным государством, этот самый экстремизм должен быть учтен. Не поощрен, а учтен как значимая единица.

Но внутриполитическая динамика самопровозглашенных республик - это отдельная история…

См. также:

  • Черкасов. Вольные города и двойные стандарты
  • Маркедонов. Армянский цветок в черном саду
  • Цыганок. Карабахская годовщина
  • Орлов, Шкапов. Приднестровье пятнадцать лет назад
  • Леонов. От "филологического конфликта" к "добровольческим" отрядам
  • Долгин. Точка сборки или время "разборки"
  • Долгин. Кто ответит за поражение России?
  • Черкасов. Потеряный Чегем
Маркедонов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).