В Госдуму вернулся настоящий атрибут парламентаризма — драки. Но в данном случае примечательно то, что подрались два члена одной фракции. Вроде как должны быть единомышленниками, по крайней мере, решать свои противоречия иными методами, но не тут-то было. Впрочем, еще предстоит во многом разбираться.
Пока же об инциденте известно то, что сообщил лишь один из участников драки — член фракции «Единая Россия», а по совместительству глава партии «Родина» Алексей Журавлев. Рассказал он следующее: около шести часов вечера накануне он вернулся в Госдуму со съемок программы Аркадия Мамонтова для того, чтобы встретиться со своим коллегой Адамом Делимхановым (депутат ЕР от Чечни), из приемной которого сообщили, что тот по поручению спикера Госдумы Нарышкина должен встретиться с Журавлевым. Делимханов поджидал Журавлева неподалеку от его кабинета на 15-м этаже Госдумы, где между ними произошла довольно бурная дискуссия.
«Он начал с угроз, "что ты пишешь, куда не надо, и лезешь, куда не надо"», - заявил Журавлев (цитаты по «Коммерсантъ-онлайн»). «Он начал мне угрожать, говорить, что я лезу не в свое дело и "это плохо кончится". После того как я спросил: "Что, Чечня не территория РФ?" — он исподтишка нанес удар по голове кулаком, я начал защищаться. Подбежали мои помощники, его охрана», уверяет депутат. И далее: «у Адама Султановича выпал золотой пистолет — не знаю откуда,— и мы решили прекратить все действия» (это все Журавлев поведал «Коммерсанту»). Информацию о драке подтвердила и помощница Журавлева.
Теперь Журавлев требует оценить инцидент от главы ФСБ Бортникова и думской комиссии по этике. Делимханов пока молчит.
Зато уже высказался спикер Госдумы Сергей Нарышкин, заявивший, что «оба недостойны звания депутата». «Кто прав, кто виноват (или, как у нас говорят: кто у кого шубу украл) в парламенте разбираться не будут. Это не является предметом рассмотрения комиссии по депутатской этике, потому что пройдена черта, за пределами которой это просто уже не может быть предметом для рассмотрения депутатского корпуса», - отметил Нарышкин, отправив всех заинтересованных лиц в правоохранительные органы.
Не слышавший, по всей видимости, заявления спикера глава комиссии по депутатской этике Александр Дегтярев пообещал в произошедшем разобраться. «Безусловно, это будет иметь широкий резонанс и, безусловно, дело дойдет до официального обращения в комиссию по этике, без которого оно рассматриваться не может. Конечно, комиссия самым пристальным образом разберется в этой ситуации», - дипломатично отреагировал Дегтярев (цитата по РИА «Новости»).
Слова пострадавшего Журавлева, пересказавшего подробности драки, безусловно, можно подвергать сомнению — депутат славен странными инициативами «патриотического» свойства, то есть охота до медиа-раскрутки у него очень велика. Вот и в данном случае он ухитрился отпиарить сразу две своих инициативы: по его словам, гнев Делимханова вызвали его депутатский запрос, в котором Журавлев просил проверить законность открытия памятника чеченским женщинам из села Дади-Юрт, погибшим при сопротивлении русской армии во время Кавказской войны XIX века, а также заданный в блогах вопрос, является ли законной «подготовка спецназа Чечни бывшими сотрудниками "Альфы"». Да и подробность с «выпавшим золотым пистолетом», что послужил причиной прекращения драки — слишком киношно («Человек с золотым пистолетом» - вообще один из фильмов бондианы, если кто не в курсе, с Рождером Муром в главной роли), чтобы быть на сто процентов уверенными в словах депутата.
Однако же скандал, и скандал показательный с самых разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения «единства» «Единой России». Если уж внутри фракции не могут без рукоприкладства разобраться, то как им страной управлять, возникает вопрос. А ведь они гордо называют себя фракцией и партией парламентского большинства и гордятся тем, что едва ли не исключительно они оберегают страну от скатывания куда-то там в нехорошие места — под американский протекторат, в пучину революции, к распаду и в лапы националистов.
Второе — это как раз о национализме вопрос. Больно два показательных персонажа сошлись в исторической драке «Пересвета с Челубеем». Адам Делимханов — верный соратник Рамзана Кадырова, человек с золотым пистолетом (пистолет «прицепился» к Делимханову в качестве устойчивого мема задолго до нынешней драки — он существует, говорят очевидцы). Алексей Журавлев - «правильный» националист, то есть эксплуатирующий национальную риторику карьерист, что примкнул к путинскому «народному фронту» аккурат накануне думских выборов, возродив из пепла рогозинскую «Родину».
У единства народов России сегодня, кажется, один действенный защитник — такой, что с кулаками, а то и с автоматом готов противостоять националистам всех мастей. Это чеченский лидер Рамзан Кадыров с его окружением. Они даже Жириновского хотели мандата лишить, а Журавлеву вот просто по морде настучали. На выходе национализм государственного разлива показал себя вялым и беззубым и попросился под защиту закона и Федеральной службы безопасности. А вот чеченский «интернационализм» вполне готов постоять за себя и «того парня» - в плане Владимира Путина.
Пацанский стиль чеченских товарищей — это, конечно, далековато от благообразной парламентской дискуссии, но от них другого, кажется, никто и не ждет. Журавлев в этой рамке просто «ответил за базар». Это еще все благополучно закончилось, почти цивилизованный процесс — ну да, с золотым пистолетом.
Золотой пистолет, впрочем, важный символ, даже если к драке он отношения не имел вообще. Это символ привилегированного положения Рамзана Ахматовича и его ребят. Символ того, что закон им не страшен, по крайней мере, писаный закон Российской Федерации. Символ того, что власти над ними не имеет никто, кроме Аллаха и Путина (кто-то из них еще и дает Чеченской республике деньги, как известно). В общем, символ всего того, что широкие народные массы и ориентирующихся на их настроения популистов типа Журавлева никак удовлетворить не может. Символ раздражения «русских» на «кавказцев» (вар. - «чеченцев»), символ бессмысленной, но смертельно опасной роскоши, которая дико не нравится многим россиянам, и вседозволенности еще более опасной, которая не нравится всем, кроме ее носителей.
Но по итогам, надо сказать, именно держатель золотого пистолета выходит фактическим победителем из конфликта и — поглядим конечно, но сдается, что так и останется. Чечня вновь доказывает свою особую пассионарность, наглядно объясняя посягающим на ее дела товарищам из Москвы, что так делать не стоит. Товарищи из Москвы обычно связываться не решаются. Вялые и беззубые у нас националисты — это они на митингах все народные трибуны и готовы вести массы, а вот как без камер, да в коридорчике, так сразу вспоминают о цивилизованном диалоге.
А в общем виде получается почти Россия в миниатюре. По меньшей мере, ее медиа-образ. Кавказ, Чечня, драка, национализм, миграция, депутаты — да это просто повестка последних нескольких лет, чтобы не сказать последних 20 лет. И ведь никакие усилия не могут убрать это из повестки, хотя все, кажется, понимают, что такая повестка и такая проблематика для всех невыгодна, а то и просто губительна для страны.