Через полгода в России вступает в силу закон «О виноградарстве и виноделии». Он сильно изменит правила игры на рынке всех типов вин и уже сейчас вызывает немало критики. Эксперты отрасли, впрочем, считают, что главная цель закона — сделать выгодным производство российского вина из российского винограда.
Сначала некоторые цифры, озвученные в конце минувшего года на большой конференции по виноградарству в Крыму. Сейчас в Крыму около 16 тысяч гектаров плодоносящих виноградников, с которых в 2019 году было собрано 104 тыс. тонн винограда — но это треть того, что нужно одному только Крыму. В производстве российских вин используется 60 % иностранных виноматериалов, а в коньяке — и вовсе около 95 %. Виноград, который можно купить в магазинах, тоже по большей части привозной — и это в Крыму! Похожая ситуация наблюдается и в других винодельческих регионах России.
Казалось бы, что мешает просто выращивать больше? Есть и земли, и специалисты. Однако за последние годы накопились проблемы: урожайность уже существующих виноградников невысокая, селекционный материал, привезенный из-за границы, не всегда хорошо приживается, и в итоге закупать виноград становится менее затратно, чем выращивать.
«Раньше смысла выращивать виноград не было. Купить зарубежный так называемый балк — виноматериал — было дешевле. И, справедливости ради, надо отметить, что такие закупки — нормальная мировая практика. Гораздо выгоднее купить балк, например, в Испании. Почему? У них и климат, и урожайность позволяют держать низкие цены», — рассказал «Полит.ру» известный крымский винодел Валерий Захарин.
По мнению винодела, новый Закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», подписанный президентом в конце 2019, впервые создаст условия, когда в России станет выгодно выращивать виноград. Сейчас урожаи часто нестабильны из-за холодов, и с другими участниками рынка Крыму конкурировать трудно.
Новый закон направлен на поддержку и защиту наших виноградарей и виноделов. Как именно он будет работать – сейчас трудно предугадать, но революционных новелл в нем достаточно. По словам Леонида Поповича, президента Союза виноградарей и виноделов России, производители больше 20 лет бились над тем, чтобы этот закон появился.
Так, этот документ устанавливает понятие «вино России», что означает «вино, крепленое вино, игристое вино, полностью (на 100 процентов) произведенное из винограда, выращенного на территории Российской Федерации». Многие, прочтя эту формулировку, высказали сомнения в том, что закон не окажется катастрофой для индустрии, — вспоминая те же цифры, на которые мы ссылались в начале статьи.
Однако закон не требует российских вин из российского винограда здесь и сейчас: сам он вступает в силу первого июля, а нормы, касающиеся содержания импортных материалов, вводятся спустя еще три года. Этого времени должно быть достаточно, чтобы начать изменения и посмотреть, требуются ли поправки по их итогам.
«Если посмотреть на опыт других стран, вышедших из состава бывшего СССР, где давно были приняты подобные законы, — Грузии, Армении, Азербайджана и других, — такие документы со временем серьезно дорабатываются. Мы и не надеялись, что закон будет с самого начала идеальным: там есть очень хорошие вещи, которыми мы с удовольствием воспользуемся, есть и спорные моменты — и в этом случае будем доказывать, что их нужно менять», — подчеркнул Леонид Попович.
Того же мнения придерживается и Валерий Захарин. «Теперь появляются жесткие требования к балку в российских винах, и это, возможно, скажется в краткосрочной перспективе на производителях негативно. Этот закон также ругают и дистрибьютеры, у которых кардинально меняются правила игры. Но, повторяю, что бы ни говорили, ключевая вещь — этот закон при всех спорных моментах направлен на развитие российских виноградников и производства вина из российского винограда», — комментирует он.
В тексте документа создается совершенно новая архитектура винодельческой отрасли. Одних только основных понятий там на десятки пунктов: изучив их все, можно получить неплохую теоретическую базу сомелье. Кроме терминов, таких как терруар или пикет, в нем есть подробное перечисление видов вина — и напитков, которые запрещено называть вином (это будет считаться контрафактом). Также подробно прописаны меры, направленные собственно на поддержку виноградарей и виноделов, — например, они получат налоговые льготы и государственную помощь в продвижении на рынок.
Что изменится для потребителя? Теперь на этикетках большими буквами будут написаны название виноградно-винодельческого района и прочие данные, которые мы привыкли видеть на зарубежных винах, а в магазинах российское вино будет стоять на отдельных полках.
По мнению главы Союза виноградарей и виноделов, один из важнейших моментов также заключается в том, что понятия виноградарства и виноделия в законе нераздельны. Так положено начало объединению отраслей, которые были искусственно разделены 20 лет: виноградарство относилось к Министерству сельского хозяйства, а виноделие — к Министерству финансов (Федеральная служба по регулированию адкогольного рынка подведомственна Минфину).
В значительной мере новые правила для российского вина помогут и формировать местную политику заинтересованных регионов. В частности, речь идет и о создании новых питомников, и о подготовке большего количества специалистов, и о многом другом.
Например, у крымских виноделов общий план такой: до 2025 года увеличить почти вдвое и площадь виноградников, и урожай — к тому моменту как раз будет полностью запрещено использовать зарубежный виноматериал в создании российских вин. С одной стороны, не факт, что и этого хватит, чтобы обеспечить рынок, но с другой — есть надежда и на будущие поправки.