Объявленная президентом Медведевым борьба с коррупцией в России дает странные результаты. Средний размер взятки в стране составил свыше 44 тысячи рублей, сообщил в своем докладе начальник Департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Шалаков на заседании ведомства.
Таким образом, с начала этого года средний размер взятки увеличился вдвое: в январе сообщалось, что средний размер взятки по оконченным уголовным делам составил 23 тысячи рублей, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2008 году. То есть за два года средняя взятка стала в четыре раза больше.
Новая цифра названа по выявленным за первое полугодие 2010 года 126,8 тысячам преступлений экономической направленности. Более половины из них (64,1% или 81,3 тысяч) отнесены к категории тяжких и особо тяжких.
Среди этих преступлений, доложил Шалаков, наибольшее число составили преступления против собственности (54,5 тысячи или 43%), на втором месте - преступления в сфере экономической деятельности (23,3 тысячи или 18,4%), на третьем - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (22,2 тысячи или 17,5%).
Недавно первый зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев приводил в интервью "Российской газете" статистику (правда, от 2009 года), согласно которой каждый десятый взяточник, осужденный в прошлом году, взял меньше 500 рублей. Еще в 30% дел размер взятки, по его словам, составлял от 500 до 3 тысяч рублей. Чаще всего под статью попадают врачи, учителя, чиновники низшего звена и гаишники. Лишь в полутора процентах приговоров по взяткам речь шла о сумме свыше миллиона рублей.
Как стало недавно известно, Россия не смогла выполнить и половины из 26 рекомендаций, выданных в 2008 году Советом Европы по борьбе с коррупцией. Только 12 рекомендаций было исполнено полностью: приняты план и стратегия по борьбе с коррупцией, принят закон "О противодействии коррупции", расширены возможности участия общественников в президентском антикоррупционном совете, установлены критерии приема на работу прокуроров, судьи получили право оспаривать решения об увольнении, расширены возможности по доступу граждан к информации по деятельности судов и госорганов, введены публичные отчеты чиновников и правоохранителей, в ведомствах созданы комиссии по конфликту интересов.
Не исполнено шесть рекомендаций, восемь выполнено частично. Не созданы административные суды для обжалования действий органов власти; не сокращен список лиц, пользующихся иммунитетом от уголовного преследования; не введен полный запрет на подарки для чиновников (чиновникам разрешили получать подарки только на публичных мероприятиях и ограничили их стоимость 3000 рублями); не расширено число коррупционных статей, по которым в качестве меры наказания может применяться конфискация имущества; не разграничена подследственность по коррупционным делам; не принят кодекс этики для госслужащих.
Генпрокуратура, которая подготовила отчет, оправдывается тем, что некоторые рекомендации неисполнимы в принципе, а другие - все еще готовятся к исполнению.
Напомним, что в апреле 2010 года президент Дмитрий Медведев, председательствующий в Совете по противодействию коррупции, утвердил двухлетнюю национальную стратегию борьбы с коррупцией. Впрочем, пока Медведев признает, что "никаких значимых успехов" в противодействии коррупции лично он не наблюдает.
Судя по недавнему опросу "Левада-центра", с главой государства согласны большинство россиян: 60% опрошенных считают, что коррумпированность элиты за десять лет выросла. Еще 23% полагают, что она не изменилась, и лишь 10% считают, что коррупции во власти стало меньше.
Как писал ранее "Полит.ру", антикоррупционные инициативы Медведева либо носят рамочный характер (как нормы об антикоррупционной экспертизе законопроектов), либо и вовсе чисто декларационный (как необходимость обязательного декларирования имущества чиновников). То есть неспособны сами по себе дать эффект ни по одному из перечисленных направлений, за исключением пресечения появления нового взяткоемкого законодательства. Тогда как для борьбы с коррупцией нужна качественно иная институциональная среда - в частности, независимость судов и модернизация налогообложения.
См. об этом подробнее: Михаил Захаров. Фактор успеха