будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
образование школа
Июнь 21, 2025
Страна

Российские школьники выиграли у системы

Российские школьники выиграли у системы
800-600_HDlseTX
Экзамен. Источник: / АГН "Москва" / фото: Иванко Игорь

Результаты исследования PISA-2018, которая оценивает читательскую, естественно-научную и математической грамотности, отозвались в российской прессе пессимистичными заголовки: «Российские школьники провалили международный экзамен», «Российские школы не попали в двадцатку по итогам международного экзамена PISA».

Радовался, похоже, только Сергей Семенович Собянин, который сразу похвалил себя за то, что провел реформу образования так хорошо, что Москва попала аж на третье место: «В тестировании участвовали 7289 школьников 2002 г. рождения из 151 школы. Школы были отобраны случайным образом. Заранее к тестам никто ребят не готовил. Москвичи увеличили свой балл с 519 до 534 и поднялись с VI на III место в мире… А значит — московское образование развивается в правильном направлении, и большинство наших ребят получают хорошие и востребованные в жизни знания. Что еще раз подтвердила PISA». Правда, в данном случае Собянин говорит про Москву как регион, а это немного другая история, отдельный экзамен для городов и, по мнению Татьяны Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, это говорит лишь о том, что Москва — более продвинута, здесь больше денег, город может больше себе позволить, чем регионы.

 
Форма для волонтеров штаба Сергея Собянина /АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Сразу стоит оговориться, что в математике, скажем, у России более высокий результат, чем в чтении, на которое было направлено теперешнее исследование, и она входит в 3-ю группу стран с самыми высокими результатами. В чтении и естественных науках она отстает на несколько позиций, но также чуть-чуть не вошла в группу лучших, где находятся признанные лидеры из Азии и Евросоюза. Можно было бы придумать, что это Москва всех вытянула, но сказать так нельзя. Как рассказала «Полит.ру» Галина Ковалева, координатор PISA в России и заведующая Центром оценки качества образования, входящим в структуру Российской академии образования, тестировались пропорционального сельские и городские школьники более чем в половине регионов страны.

Судя по тому, сколько специалисты привели нам и не только причин того, что Россия выступила не очень, наши школьники скорее выиграли, особенно у системы образования и экономики, да и у Москвы.

Виктор Болотов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ говорит, что отчасти виноваты ЕГЭ и ОГЭ, в которых мало заданий, которые были на экзамене. «Россия слегка сбавила по сравнению с предыдущим экзаменом, но после каждого такого экзамена все страны проводят какую-то работу, чтобы неплохо выглядеть, тренируются, как в спорте, и это значит, что другие просто лучше поработали. И хотя у нас много делают для совершенствования ЕГЭ и ОГЭ, для нас это значит, что там пока мало заданий, связанных с грамотностью в языке, математической грамотностью, и надо их добавлять, раз уж мы собираемся попасть в десятку лучших по среднему образованию, как заявил президент», — сказал Болотов «Полит.ру».

 
Сдача ЕГЭ / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Татьяна Клячко считает, что это следствие того, что «мы пытаемся развивать спорт высоких технологий вместо развития системы образования, к чему призывает, кстати, и Рособрнадзор», но школы просто не понимают, что им делать, когда постоянно приходят разные сигналы.

Галина Ковалева попеняла на неустойчивое развитие образования. «Если сравнить расходы на образование и результаты, то мы всегда показываем результат выше, чем в среднем по ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), и по мере того, как мы повышаем расходы, наступает так называемый "потолочный эффект", когда выше мы расти не можем, — считает она. — Не говорю уже об усилении вертикали образования, нагрузке на учителей и учеников, по которой мы впереди планеты всей». Британский журнал The Economist подтверждает, что если за 20 лет экзамен что-то точно и показал, так это то, что после превышениерасходов на одного ученика определенного уровня — примерно 60 000 долларов — влияние расходов на результаты теста прекращается, а повышение качества преподавателей дает лучший результат, чем сокращение учеников в классе.

Кстати, издание ставит хороший вопрос: а почему за 20 лет экзамена PISA баллы не растут? Цель создания PISA для членов ОЭСР и других стран (тестирование проходят уже в 79 государствах) была в поиске лучших практик, которые можно быдл бы внедрять по всему миру. Но не вышло. Несмотря на то, что в среднем в ОЭСР расходы на ученика выросли на 15%, средний балл и в чтении, и в математике, и в одной из наук за 20 лет не изменился. «Возьмите любую страну, и у нее столько же шансов на регресс, как и на улучшение результата», — обращается внимание в статье.

 
Обучение азбуке  / pixabay.com

И действительно, в этом году блестящие результаты Сингапура подтвердились, но он уступил Китаю, где тест проводился только в четырех наиболее развитых провинциях: Пекине, Шанхае, Гуандуне и Цзянсу. У Китая результат — 591 против среднего по ОЭСР (и по России) 489, что значит, более или менее, что китайский подросток обгоняет нашего на 3 года. Когда-то главный пример для других — Финляндия — уступила и азиатам, и Канаде, и Эстонии и перешла на седьмое место.

Внутри исследования по результатам экзамена есть данные, которые гораздо интереснее для России, чем ее якобы недостойно низкое место в рейтинге. Если может быть интересным предстоящее падение в бездну. И главная характеристика этого — непристойное неравенство. Разброс результатов внутри школы составляет 65%, между школами — 30%. Оснащенность школ с плохими результатами — почти вдвое ниже, чем в школах с хорошими результатами, оснащенность которых также не дотягивает до минимальной по счету PISA.

Еще более симптоматичен тот факт, что сейчас вдвое меньше школьников готовы получить высшее образование, чем трудоустроено специалистов с высшим образованием. Россия — на первом месте по второму показателю и на последнем — по первому. Грубо говоря, через 6 лет недостаток специалистов будет составлять 50%, а мы, между прочим, собираемся создавать высокотехнологичную экономику. При этом в России из тех, кто хорошо сдал экзамены, более 30% школьников признали, что не смогут продолжить образование в вузе из-за социально-экономических условий. В странах высоких технологий происходит ровно наоборот.

И вот это — самый плохой результат экзамена.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).