Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов подписал директиву, предписывающую госкомпаниям разработать четкий план по переходу на отечественное программное обеспечение. Об этом в понедельник пишет газета «Ведомости» со ссылкой на копию документа. Факт подписания директивы подтвердил представитель первого вице-премьера Андрей Лавров.
О необходимости перехода государственных компаний на отечественный софт еще в 2015 году говорил Владимир Путин. Тогда же премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, в котором был прописан запрет госкомпаниям закупать программное обеспечение за рубежом, если его аналоги есть в России. И только в феврале 2018 года правительственная комиссия приняла решение, что согласовывать планы по переходу на отечественный софт должен Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.
О переходе на отечественное ПО говорится и в майском указе президента Владимира Путина, который он подписал сразу после инаугурации. Там, правда, такая обязанность вменяется органам власти.
Согласно подписанной Силуановым директивы, в ближайшие дни госкомпании должны собрать совет директоров с целью одобрения документа. Затем, в двухмесячный срок, госкомпании должны утвердить план перехода на российский софт — до 2021 года его доля должна превысить 50%. Аналогичные задачи должны быть поставлены перед дочерними структурами.
Выбирать ПО госкомпании должны будут из специального реестра отечественного программного обеспечения, аудит которого в сентябре завершило Минкомсвязи.
Естественно, далеко не госкомпаниии готовы к переходу на отечественное программное обеспечение. Источник «Ведомостей», близкий к «Аэрофлоту», указывает, что ускоренное импортозамещение грозит снизить конкурентоспособность авиакомпании и доходы. А это уже может сказаться на ценах билетов.
Впрочем, переход на отечественное ПО может стать и вынужденной мерой — в силу того, что американские и европейские санкции могут про лишить крупные российские компании возможности использовать привычный софт.
Так, в конце января 2018 года компания Oracle — крупнейший американский производитель программного обеспечения — направила письмо российским клиентам из нефтегазового сектора, попавших в санкционный список США, об ужесточении условий предоставления своих продуктов. Запрет распространился на «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и некоторые другие компании и их дочерние структуры. Между тем даже небольшие ограничения со стороны Oracle могут значительно сказаться на работоспособности этих компаний.
При этом государственные информационные системы продолжают работать в основном на системах управления базами данных Microsoft (38,6%) и Oracle (25,4%), свидетельствует статистика. Российские аналоги используются только 2,9%.
Проблема перехода на отечественное ПО в том, что в России не разрабатываются конкурентоспособные аналоги западных продуктов, а из-за этого нет спроса и, соответственно, нет специалистов, которые могут работать с отечественным продуктом.