Похоже, что норвежские пограничники задерживают российских рыбаков с той же частотой, что и российские пограничники японских рыбаков.
Сегодня стало известно, что береговая охрана Норвегии задержала российское судно вблизи острова Медвежий. По данным агентства «Интерфакс», на борту корабля "Капитан Пряха" находится примерно 800 тонн сельди. Норвежская сторона утверждает, что российские моряки осуществляли перевалку сельди в норвежской природоохранной зоне. Но, покидая акваторию, не оповестили об окончании работ. Сейчас судно направляется в норвежский порт, оно будет освобождено после предоставления банковских гарантий.
На прошлой неделе норвежские пограничники задержали другое российское судно. "Персей-3" вел промысел в открытых районах Атлантики и следовал транзитом через норвежскую экономическую зону. Инспекторы береговой охраны проверили орудия лова и груз, однако нарушений не выявили. Однако, проверив промысловый журнал, охрана на основании записей сделала вывод, что с января по апрель нынешнего года "допускался перелов сайды". Экипаж судна был вынужден подчиниться предписаниям охраны.
Противостояние российских рыбаков и норвежских пограничников достигло апогея в октябре прошлого года. Когда норвежская береговая охрана сначала пыталась арестовать российский траулер "Электрон", а потом задержала промысловое судно "Капитан Горбачев" и транспортный корабль "Дмитрий Покрамович" близ острова Медвежий в Баренцевом море. Во всех трёх случаях норвежская сторона обвиняла рыбаков в нарушении рыболовного законодательства Норвегии. «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович» оказались тогда под арестом и выплатили штрафы.
Ну а побег, который из-под носа норвежской береговой охраны совершил траулер «Электрон», не помог капитану траулера Валерию Яранцеву избежать неприятностей. Процесс по его делу продолжается в Мурманске до сих пор и его вполне могут признать виновным в незаконной добыче рыбы с применением запрещенных средств лова в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море и незаконном удержании на судне представителей береговой охраны Норвегии.
Траулер "Электрон" был задержан береговой охраной Норвегии 15 октября 2005 года в Баренцевом море. По утверждению норвежской стороны, его экипаж нарушил правила рыболовства. На борт российского судна поднялись двое норвежских инспекторов, а траулеру было приказано идти за кораблем норвежской береговой охраны в порт Тромсе. Траулер сначала подчинился приказу, но затем внезапно изменил курс и направился в российские территориальные воды с норвежцами на борту. В начале ноября 2005 года против капитана траулера было возбуждено уголовное дело, а в конце марта 2006 года ему были предъявлены официальные обвинения. В ходе погони капитан Яранцев сделал несколько заявлений (в частности об обстреле судна норвежцами), которые потом не подтвердились.
После скандала вокруг этих задержаний норвежская сторона заявила, что существуют правила, которые в январе этого года приняли и Россия, и Норвегия. Согласно этим правилам, рыболовные суда обязаны сообщать норвежским властям о своем приближении за 24 часа, чтобы инспекторы смогли проверить, какую именно рыбу они перевозят, ее происхождение и пункт назначения. Эти меры связаны с ростом браконьерства. Однако рыбопромышленники Мурманской области в один голос утверждают, что норвежцы установили свои промысловые требования в одностороннем порядке, без согласования с Россией, а российские суда ловят рыбу в этом спорном районе Шпицбергена в соответствии с российским законодательством. Из-за такой неопределенности они несут весьма ощутимый ущерб.