Минрегион решил построить в России федерализм нового типа. По мнению ведомства, в стране должна развиваться конкуренция регионов, которая обеспечит их «реальную самостоятельность в собственной финансовой, налоговой, инвестиционной политике». Сегодня же дотации федерального центра приводят к тому, что у региональных правительств фактически нет стимулов для развития, так как спасительные деньги придут в бюджет в любом случае.
Для строительства конкурентного федерализма Минрегион запросил до 2020 года триллион рублей, хотя в бюджете на реализацию госпрограммы «Региональная политика и федеративные отношения» заложено только 117 миллиардов, пишут «Ведомости».
Минрегион провозглашает свою политику «новым федерализмом». Точно так же называл свои реформы президент США Рональд Рейган, при котором федеральное правительство значительно сократило роль в жизни штатов.
Российское правительство вряд ли согласится перестать влиять на жизнь в регионах, особенно учитывая, что в головах многих чиновников живет перманентный страх перед распадом страны. Тем не менее, в кулуарах правительства разговоры о реформе бюджетных отношений между центром и регионами ведутся постоянно.
Сейчас часто оказывается, что федеральные власти стимулируют отставание и нищету регионов. Москва постоянно помогает отстающим республикам и областям. Это, с одной стороны, оправдано: люди нуждаются в новых больницах, дорогах, школах и т.д. не только в богатых областях, где об этом могут заботиться региональные власти, но и в бедных, где налоговых поступлений с трудом хватает на поддержание существующей инфраструктуры хоть на каком-нибудь уровне. С другой стороны, у региональных властей исчезает стимул работать: зачем заниматься фандрайзингом и выстраивать инвестиционный климат, если в случае сильного дефицита из Москвы прилетит голубой вертолет с дотациями, субсидиями, субвенциями и трансфертами.
Самый простой и радикальный вариант исправления ситуации — резкое сокращение налоговых поступлений федеральному правительству, отказ федерации от части полномочий и передача региональным властям права решать, что они будут делать и какие налоги для этого взимать с населения. Радикальность такой реформы на 100 процентов гарантирует, что ее не произойдет.
Другой вариант — изменение логики предоставления денег из федерального бюджета. Если сейчас они выдаются самым несчастным, то должны будут предоставляться самым успешным. Если в регионе растут экономика и зарплаты, то именно ему центр дает финансирование. Это заставит губернаторов работать на рост, что в итоге скажется на экономике всей страны. Удобство этой системы еще и в том, что маленьким регионам, которые в российской практике и являются отстающими, проще добиться роста: достаточно открыть несколько новых лесопилок и небольшой завод для гарантии роста экономики на проценты.
Конкурентный федерализм — двоякий термин. Как правило, он противопоставляется фискальному. При фискальном федерализме центральные власти четко обозначают полномочия регионов и источники, откуда те могут черпать ресурсы. При конкурентном федерализме обозначен лишь круг полномочий центрального правительства и налоги, которые идут в федеральный бюджет. Регионы же вправе самостоятельно принимать решение о вводе новых налогов на своей территории и, соответственно, и о том, куда налоги пойдут.
Но конкурентный федерализм также может противопоставляться кооперативному. При кооперативном государство делает все, чтобы уровень жизни во всех его регионах был примерно одинаков. В конкурентных же федерациях регионам никто не помогает и они крутятся, как могут, чтобы обеспечить рост экономики и благосостояния населения. Соответственно страна выбирает конкурентный федерализм для достижения экономического роста, а кооперативный — для обеспечения социальной стабильности.
В мире есть примеры самых разных федераций. Самая старая из существующих — Соединенные Штаты Америки, которые за более чем двухсотлетнюю историю прошли через много этапов развития отношений между центром и регионами. От дуального федерализма, когда центральное правительство и штаты имели строго определенные полномочия и не вмешивались в дела друг друга, через корпоративный федерализм времен Нового курса демократа Франклина Рузвельта, Соединенные Штаты пришли к конкурентному федерализму, переход к которому осуществили республиканские президенты Ричард Никсон и Рональд Рейган.
Похожее жесткое разделение властей существует в двух других бывших британских колониях, которые также выбрали федеративное устройство, — в Австралии и Канаде.
Совсем другая история у новых европейских федераций, самая заметная из которых — Германия. Страна была воссоздана после Второй мировой войны из трех оккупационных зон — американской, британской и французской. Конституция, принятая в 1949 году, носила временный характер, так как в будущем планировалось объединение с советской зоной оккупации, а это, как само собой разумеющееся, означало и изменения государственного устройства. Впрочем, в 1990 году после объединения Германий было принято решение, что конституция слишком хорошо работает, чтобы ее менять, и положение о ее временном характере было убрано.
По немецкой конституции земли — это не части Германии, и напротив, Германия — итог объединения земель. Из этого вытекают обширные полномочия региональных властей, так, Бавария долгое время самостоятельно охраняла свои внешние границы с Чехословакией, Австрией и Швейцарией. Однако Основной закон Германии предписывает, что налог с оборота перераспределяется между центром и регионами так, чтобы «обеспечить единый уровень жизни на территории Федерации». Более того, после объединения часть подоходного налога в Германии была выделена в «налог солидарности» и уходила в восточные земли. В результате после воссоединения Германии деньги стали перераспределяться от западных земель к восточным, выравнивая таким образом уровень жизни в двух частях страны. Многие немцы уже недовольны наличием «налога солидарности» и с радостью готовы от него отказаться. Законодатели на это пока не идут и сохраняют систему перераспределения денег между регионами.
Россия может выбрать любую их существующих в мире моделей федеративного устройства — каждая из них выполняет те или иные задачи. Однако в любом случае, желательно не слишком много воровать из бюджета, а то никакая федерация не поможет.