Политическая кампания по выборам в Государственную Думу началась. Цена вопроса в этом выборном цикле чрезвычайно высока, а уровень публичной политики и открытой конкуренции будет низким. Тем более важно правильно оценивать точки, где возможны настоящая интрига, игра и политическое самоопределение. Одна из интриг этой избирательной кампании – сумеют ли российские либералы преодолеть традиционные противоречия и объединиться в единую партию или выставить общий список. Серию материалов о выборном цикле 2007/2008 гг. мы продолжаем интервью с лидером РДП «Яблоко» Григорием Явлинским, который считает, что сформировавшуюся в России авторитарную систему ждет кризис. Беседовал Стас Шатилов.
Вы несколько раз заявляли, что Вам симпатичен Никита Белых. Чем?
Никита Юрьевич – человек, с которым можно вести серьезные дела. В Москве распространен особый тип политиков: частью – интриган, частью – лжец, наполовину шестерка… А приличных людей, кто, если сказал «да» – значит да, «нет» - значит нет, очень мало. Никита Юрьевич производит такое впечатление, это дорого стоит.
С другой стороны, партия СПС осталась прежней. Ведь Белых, насколько я понимаю, пришёл даже без команды.
Это их внутренние дела, я в это не вмешиваюсь. СПС по своей идеологии, да и практике, действительно, не меняется. Но Белых ведет себя иначе. Например, ему говорят: «Вы – партия, которая привела Путина к власти». Он отвечает: «Мы ошибались». Он первый в СПС, кто произнёс это слово – «ошибались». Невозможно представить других лидеров этой партии в сочетании со словом «ошибались». Это создает площадку для переговоров.
Как Вы считаете, ответственность за действия партии несет только руководство СПС или рядовые члены партии тоже?
Невозможно быть членом партии много лет и не понимать, чем она занимается. Например, быть членом партии неоконсерваторов, а думать, что ты социал-демократ.
На каком этапе сейчас находятся переговоры с СПС, если в данный момент они ведутся?
Переговоры ведутся, они активны и серьезны. Кстати, мы разговариваем со всеми. Публикации, которые в подробностях смакуют переговорные процессы, носят исключительно публицистический характер.
Возможно ли в 2007 году выдвижение единого списка?
Переговоры не завершены, они продолжаются. Одновременно Путин меняет законодательство, чтобы предельно осложнить переговоры кого угодно с кем угодно.
Недавно «Полит.ру» опубликовал интервью с Никитой Белых. Он выступает за организационное слияние и считает, что и вы – за этот сценарий.
Я хорошо знаю позицию Никиты Юрьевича, и мы продолжаем обсуждение.
Но вы за выдвижение единого списка?
Это будет зависеть от конкретных текущих условий. В Москве у нас получилось, потому что это очень благополучный город, в котором от реформ большинство населения выиграло. А страна находится в другом положении.
Ведутся ли переговоры с Михаилом Касьяновым или Владимиром Рыжковым?
Осенью минувшего года мы разговаривали с Касьяновым. С Рыжковым не раз встречался Сергей Иваненко.
Для всех, кто хочет бороться за демократию, двери партии «Яблоко» всегда открыты. Мы считаем, что политика – вещь серьёзная, в ней должно быть поменьше дилетантства, капризов, самозванства.
Другое дело, что звучат предложения отказаться от участия в выборах 2007 года. Эта позиция имеет право на существование. Я разделяю точку зрения, что выборы фальсифицируются, что применяются манипулятивные технологии. Но есть и другая сторона: уйти из политики и оставить всю политику Кремлю, который искусственно создаст новые партии, – безответственно. И в этом тоже немало истины.
Вообще появляется всё больше и больше разного рода любителей в политике. От сумасбродства и политической попсы очень много вреда, люди теряются и не понимают, например: выборы – это серьезно или какое-то развлечение, шутка?
Вы о ком сейчас говорите?
Вот пример. Мы поддержали на довыборах в Госдуму по Университетскому округу Виктора Шендеровича. Он человек очень талантливый, но решение было принято по политическим соображениям, я лично его поддерживал, хотел, чтобы он получил как можно больше голосов. Замечу, однако, что он, заняв второе место на выборах в Госдуму в Университетском округе Москвы, получил 26 тысяч 34 голоса, всего на пять тысяч больше, чем лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин на выборах в Мосгордуму, у которого были несопоставимо меньшие финансовые возможности, не было ни многолетней трибуны, ни тысяч читателей-зрителей.
Нельзя просто так «сходить в политику». Это серьезная, очень тяжелая и неблагодарная деятельность, очень жесткая, жестокая, не предполагающая повышенной обидчивости. Выставил себя на прилавок – терпи. Иначе результатом могут стать только новые распри и сколки. Например, накануне выборов один из самых известных в стране журналистов Александр Минкин опубликовал статью, в которой вполне серьезно и содержательно критиковал творчество Шендеровича. Кто-то может спорить о форме, тезисах и времени опубликования, но с тех пор друзья и доброжелатели Шендеровича и он сам, разобидевшись, считают должным, так сказать, «прозрачно намекать», что Минкин – «рука Кремля», «куплен-перекуплен» и т.д. Понятно, что это не спор, а шельмование. Что же это за манера вести дискуссию? Я, к слову сказать, знаю Александра Викторовича пятнадцать лет и уверен, что он не пишет заказных материалов.
Все это – плохая политика и в частности, и в целом…
Переходя к парламентским выборам 2007 года. Что, на Ваш взгляд, будет решаться на этих выборах?
Пока не знаю. Смогу сказать через год. Сейчас ситуация меняется очень быстро, властная структура находится в тупиковом положении: она пытается решить нерешаемую задачу – передать власть из рук в руки в условиях авторитарной системы. А авторитарная система не терпит передачи власти. Это система, в которой власть находится у одного и того же человека двадцать–тридцать лет. А когда он умирает или уходит, то система очень часто рушится. Наша власть сейчас попала в довольно сложное положение. С одной стороны – «восьмёрка», и надо как-то изобразить смену президентов, а с другой стороны – она прекрасно понимает, что поскольку система авторитарная, в ней нет механизма смены вождя. Это может разрешиться только кризисом, вызванным внутренними противоречиями, о которых я сказал выше. Проблема не в том, как они утвердят своё решение, – с помощью выборов или с помощью иной процедуры – проблема в том, какое решение им утвердить. Что будет? Куда девать нынешнего лидера? Это кризис элит.
У вас выросло поколение довольно популярных молодёжных лидеров. Можно ли ожидать, что мы увидим, например, Илью Яшина или Ирину Воробьеву в партийном списке в 2007 году?
Безусловно. Можете быть уверены, мы будем вместе работать, помогать друг другу, они будут участвовать во всём и везде, мы будем их поддерживать.
Какую задачу должно решить «Яблоко» на этих выборах?
Задача «Яблока» – восстановить фракцию в Думе, иметь не менее 50 мест, как было в 1995-1999 годы. Кроме того, мы как демократическая партия считаем очень важным выставить кандидата в президенты от демократических сил в 2008 году.
Вы будете вновь выдвигать свою кандидатуру?
Я дважды участвовал в президентских выборах и знаю, что этот вопрос нужно решать коллегиально.
Как Вы считаете, от демократов должен быть один, поддержанный основными демсилами, кандидат?
А он всегда был один: один кандидат от демократов выступал против Ельцина в 1996 г., один – против Путина в 2000 г..
Какую идеологию, какой политический продукт «Яблоко» предложит избирателям на выборах 2007 года?
Социально-либеральную идеологию. Общество равных возможностей, неприкосновенную частную собственность, низкие стабильные налоги, либеральные условия для малого и среднего бизнеса, реальную конкуренцию, бесплатное образование, доступную медицину, преодоление последствий криминальной приватизации середины 90-х годов, независимую судебную систему – такой продукт.