Новости последних дней и даже месяцев убеждают: уверовав в существование «атаки на Церковь», РПЦ и влиятельные люди, ей сочувствующие, перешли из обороны в контратаку. Непонятно, правда, кого контратаковать. Примечательно и то, что в этом процессе сторонники Церкви используют преимущественно методы властной пропаганды.
Нездоровое общественное брожение вокруг РПЦ и еще менее здоровая реакция на него властей и церковников не думает утихать. Накануне был продлен арест «панк-феминисткам» из Pussy Riot. А после пришло еще несколько новостей из кругов «околоцерковных».
Или даже без кавычек: бывший пресс-секретарь патриархии Владимир Вигилянский написал целую книгу про «атаку на РПЦ», тут уж настоящая реакция представителя Церкви, отстраненного, правда, от управления патриаршьими связями с общественностью. Появится книга под немудреным заглавием «Что это было» в продаже, как сообщили «Известия», уже в начале следующей недели. В формате записной книжки автор прослеживает то, как развивалась «атака на церковь». «Я писал для тех, кто был соблазнен антицерковной пропагандой и клеветой на церковь в СМИ», — мотивировал написание книги Вигилянский.
А отдельные депутаты от «Единой России», как написали те же «Известия», решили конкретизировать 282-ю статью Уголовного кодекса. Причем таким образом, дабы, как объяснил автор поправок депутат-единоросс Алексей Журавлев, под действие статьи попадали бы и организаторы премии «Серебряная калоша». Оскорбившие, как полагают авторы поправок, чувства верующих.
Понятно, что Журавлеву обидно и за коллег-националистов (сам он не из «Единой России», а из организации «КРО-Родина» Дмитрия Рогозина, несколько ее членов избирались в Госдуму по линии ОНФ — см. На фронт всей «Родиной»), и само-пиаром у Рогозина его заниматься учили. Однако же он настоящий депутат, а поправки все-таки готовят.
Есть повод задуматься: а вдруг примут? И, скажем, любую надпись на заборе или в блоге можно будет счесть оскорбляющей чувства верующих (та еще по конкретике формулировка) и наказать человека штрафом в несколько десятков тысяч рублей. Предел депутаты и вовсе обещают на уровне 300 тысяч - как за беспорядки на митингах, которые повлекли урон здоровью граждан. Неудачная шутка приравнивается к общественно-опасному деянию — это, конечно, очень круто. Хотелось бы верить, что это все личная самораскрутка господина Журавлева, решившего поэкспериментировать в повесткой дня.
В случае с Владимиром Вигилянским описание может быть тоже вполне прозаичным: будучи отстранен от руководства патриаршьей пресс-службой после скандала с загадочно пропавшими с фотографии часами патриарха, протоиерей пытается своеобразно оправдаться. Условно: все, что я делал, было на благо Церкви, пусть я и ошибался.
Люди, сочувствующие Церкви или непосредственно к ней относящиеся, и впрямь верят (вар. - хорошо имитируют уверенность), что против РПЦ развернута информационная война. И пытаются в ответ на «атаку на Церковь» провести некую «контратаку».
Беда в том, что конкретных «атакующих», с которыми церковь могла бы потягаться, не находится, если не считать мифического Березовского (см. Часы патриарха или Заговор Березовского и Pussy Riot) и прочие «внешние силы, стремящиеся ослабить Церковь и дестабилизировать ситуацию в стране». А без явного атакующего противника непонятно кого именно контратаковать. Даже объяви сторонники Церкви, что за атакой на нее стоит сам Лукавый, и то было бы понятнее, как реагировать.
В случае книги Владимира Вигилянского это СМИ и блогеры, в случае сочувствующих РПЦ силовиков — те же Pussy Riot, в варианте депутата Журавлева — организаторы шуточной премии и так далее.
Интересно и то, что в процессе этой контратаки представителями Церкви и ей сочувствующими используются очень знакомые и, казалось бы, чуждые РПЦ механизмы. Апрельский молебен (хотелось написать «митинг») в защиту Церкви и веры — это по форме натуральный путинг. А рассказы про Березовского, готовящего «оранжевую революцию» в России, мы разве не слышали по центральным телеканалам в середине 2000-х (тот же месседж воспроизводился в фильме Аркадия Маомнтова «Провокаторы», вышедшем в апреле на телеканале «Россия 1»? А все эти письма поддержки от общественников разного рода в патриархию — чем не движение «За Путина» образца 2007 года или уменьшенная копия нынешнего «Общероссийского народного фронта»?
Использование методов властной пропаганды и властного пиара не к лицу Церкви, даже в случае, если некая «атака» на нее я впрямь существует. Власть в своей самопрезентации и рассказах о потенциаьных угрозах лжива, цинична и аморальна, по крайней мере, так считают многие. Церковь не может быть лживой, циничной и аморальной — так считают все. Вряд ли одни и те же методы годятся и для защиты власти, и для защиты Церкви. Да и непонятно все-таки — от кого защищаются?