Попытки иерархов Русской православной церкви доносить мысли о Боге до паствы часто бывают весьма противоречивы. Проблемы возникают не потому, что иерархи — какие-то неправильные. И даже не потому, что, несмотря на заявления двух третей россиян о приверженности православию страна наша остается по преимуществу светской, и население ее часто просто не готово воспринимать идеи церковников. Проблема, разумеется, и не в условных «брегетах-иномарках» и «ненормальном» духовном облике иерархов, что так заботит «прогрессивную» общественность (по большей части светскую или даже атеистическую). Проблема отсутствия эффективной коммуникации с паствой начинается у представителей церковных властей с языкового барьера.
Накануне вот патриарх Кирилл пообщался со студенчеством в Смоленске. Сказано было довольно много, но внимание СМИ привлек следующий пассаж из речи предстоятеля РПЦ. «На современного человека обрушивается колоссальный информационный поток — через интернет, через другие электронные средства коммуникации, и возникает вопрос, а как себя вести перед лицом всего, что обрушивается на человека, особенно в молодом возрасте? Можно, конечно, все это заглатывать, можно абсолютно некритически воспринимать все, что предлагается, особенно под брендом «модно» или «круто», - сказал Кирилл.
И продолжил: «Все повторяют: "Круто! Круто!". А что это такое? Это хорошо или плохо? Нет, это - круто. Ну объясните мне, что это такое, ведь я человек из той эпохи, когда этого слова не было. Можно сказать о творческом поиске ученого, что это круто? Никто так не скажет. Можно сказать: "Круто!" о прекрасном литературном произведении? Никто не скажет. Мы даем это определение другим явлениям, и, чаще всего, тем, которые оказывают на нас сильное влияние. Мы живем в обществе, каждый человек находится под влиянием идей, эстетических вкусов, которые, в частности, передаются через моду. И возникает вопрос: способен ли человек в современном обществе жить своим умом? Способен ли молодой человек критически оценивать информационный поток? Способен ли он, когда все вокруг говорят: «Круто!», сказать: «Это не круто, это пошло» (цитата по «Российской газете»).
Высказывание-то понятно о чем: о том, что надо фильтровать информацию и отделять истинные ценности и настоящие вещи от шлака, от вульгарности, от навязываемых в информационном обществе любому человеку низкокачественных принципов оценки (по патриарху - «некритических») и даже аморальных приоритетов. «Нужно иметь способность критически оценивать информацию, которая к вам приходит. Нужно иметь мужество сказать "нет", даже когда большинство говорит "да"», - цитирует Кирилла РИА «Новости». Понятно же — надо быть индивидуальностью, а не стадом.
Однако форма донесения выбрана такая, что месседж предстоятеля вряд ли стал понятен большей части аудитории, а интернет-остроумцы даже задались вопросом, как теперь величать вареные яйца на Пасху — твердыми что ли?
Сам объект атаки, таким образом, - слово «круто» - был выбран неудачно. Сомнительно, что слово «круто» вообще массово употребляется современной молодежью — это, скорее, сленг поколения нынешних 30-40-летних. Но даже если и употребляется, то и в этом случае молодежь останется глухой к наставлениям патриарха — больно уж форма наставления вычурная.
Всякий раз, когда иерархи пытаются коснуться чего-то «современного» или «молодежного», они демонстрируют, что некое понимание проблематики у них имеется, а вот описать это толком они не могут. Чего, скажем, стоит призыв патриарха на Архиерейском соборе в феврале — не игнорировать интернет. «Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви.. Когда человек задает в поисковой интернет-системе запрос, связанный с церковной жизнью, он находит множество лжи, лицемерия и ненависти. Это зримые результаты деятельности врага рода человеческого», — напутствовал «коллег» предстоятель РПЦ.
Вроде бы все логично, но для пользователя Сети вовсе не очевидно, что пасквили и демотиваторы на тему церковной жизни — продукт деятельности Сатаны. Скорее, неумная шутка, но никак не замыслы сил тьмы. Жанр не тот и размах куда меньше.
Безусловно, у РПЦ в приоритетах вполне значится «работа с молодежью». Синодальный отдел по делам молодежи устраивает мероприятия едва ли ежедневно. Мероприятия самые разные — от форумов православной молодежи до пейнтбольного турнира. Или вот в 2011 году был ивент: в рамках форума «Православная Русь» прошла презентация IT-проекта «Смс-ка от епископа». «В компьютерную программу заносятся данные юношей и девушек в возрасте от 18 лет, изъявивших желание и предоставившие свои имя и номер мобильного телефона, а затем на эти номера осуществляется рассылка в дни крупных православных праздников. Смс-сообщение содержит поздравление с тем или иным праздником и добрые пожелания за подписью епископа Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи. Молодежь должна увидеть, что Церковь идет в ногу со временем и открыта для всех идущих к ней», - описывали суть проекта авторы идеи. По их мнению, «новой концепцией весьма заинтересовались московские студенты и просто молодые прихожане московских храмов».
Работа с молодежью приносит плоды — молодых действительно стало больше в храмах за последние 10 лет. Однако не оставляет ощущение, что, обращаясь к молодежи, РПЦ никак не может подобрать слов, чтобы говорить с нею на одном языке. Как-то не «круто» церковь говорит и выглядит.