Феномен московских протестов, которые, казалось бы, начались из-за достаточно незначительного повода, ещё предстоит осмыслить. И один из самых интересных моментов — роль столичной администрации и лично Сергея Собянина.
Такой опытный функционер мог бы и не допустить серьезных столкновений горожан с полицией в самом центре столицы. И, более того, у Сергея Собянина есть для этого буквально всё: медиаресурс, какое никакое доверие москвичей, прямой выход на президента, в конце концов. Но «что-то пошло не так«. Или, напротив, «все идёт по плану»?
Вопрос №1 для политического класса сегодня — транзит власти в 2024 году. Это только кажется, что осталось много времени: на самом деле сделать что-то масштабное уже почти невозможно, готовиться нужно прямо сейчас. Пока в прессе гадают, сможет ли Владимир Путин остаться в кресле президента, все его потенциальные преемники находятся на низком старте. И Сергей Собянин, безусловно, один из них.
Во-первых, сам пост столичного мэра даёт хорошие стартовые позиции. В XX веке два раза московские градоначальники выбивались в лидеры нации: Никита Хрущев и Борис Ельцин. Юрий Лужков, как известно, был в 1999 году в шаге от прихода к власти в тандеме с Евгением Примаковым. Сейчас даже иностранный опыт подсказывает нужную траекторию: новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон восемь лет был мэром Лондона.
Во-вторых, Сергей Собянин подчеркнуто и публично дистанцируется от самой идеи борьбы за президентский пост, он даже неоднократно говорил об этом. Собянин, наконец, начал в Москве серьезные и долгоиграющие проекты, такие как реновация, одно это должно было дать понять всем заинтересованным игрокам, что он хочет остаться в Москве надолго. В результате получился обратный эффект: если человек постоянно говорит, что он чего-то не хочет, значит он об этом по крайней мере, думает.
Наконец, в-третьих, среди российской элиты не так много функционеров обладают таким опытом, как Собянин.
Одна проблема: сегодня мэр Москвы действительно силен, но хватит ли его ещё на пять лет? Может быть стоит начать процесс мягкого транзита и перехватить власть досрочно?
А демонстрации — это хороший способ пошатнуть позиции центральной власти и тем самым начать «свою игру». Несложно спрогнозировать, что любой протест в столице, даже с локальным поводом, быстро выдвинет федеральные лозунги. Более того, лидеры протеста оказались элегантно защищены от серьезных уголовных дел. До начала демонстрации 27 июля они были задержаны, так что максимум, что им светит — призыв к выходу на несанкционированную акцию, то есть административный арест, а не уголовное обвинение из-за участия в массовых беспорядках.
Еще более интересная история произошла с переносом ответственности за произошедшее. Конечно, подписи, собранные оппозиционными кандидатами, «зарубили» московские избиркомы, которые так или иначе подконтрольны мэрии. Конечно, за избирательную кампанию отвечает прямая подчиненная Сергея Собянина, глава аппарата правительства Москвы Наталья Сергунина. Но сегодня все кто читает политическую прессу и анонимные телеграм-каналы уверены, что во всем виновата не она, а политтехнолги, которые были навязаны центром.
Получается, что политический кризис носит рукотворный характер. Ну а кому это выгодно — очень скоро станет понятно.