Группа компаний «Мортон» отказалась от финансирования интернет-СМИ «Русская планета». Представитель компании заявил «Ведомостям», что «Мортон» завязал со своими медиапроектами, в том числе «Русторией», по причине смещения интересов из медиабизнеса в область ИТ и высоких технологий.
В свою очередь президент «Мортона» Александр Ручьев уверяет, что компания перестала напрямую спонсировать издание более года назад, о чем, по его словам, ранее уже делались публичные заявления. «Мы перестали финансировать "Русскую планету", потому что решили сконцентрироваться на других проектах, не в области медиа», - сказал Ручьев.
Совладелец издания Александр Исаев подтвердил информацию об отказе строительной компании от дальнейшего инвестирования в проект, подчеркнув, что «Русская планета» вполне может обойтись без спонсорской помощи «Мортона».
«Я успешный, состоявшийся бизнесмен: на рынке медиа уже более 15 лет. Сейчас я занимаю уверенные позиции и обладаю достаточными возможностями, чтобы самостоятельно обеспечить стабильное финансовой развитие и успешное будущее медиа-издания, - сказал Исаев в разговоре с «Ко».
Источник «Ведомостей» также считает, что говорить о закрытии проекта рано, поскольку теперь основным акционером «Русской планеты» и «Рустории» станет агентство «Медиа-Шторм», возглавляемое Исаевым. Вероятно, после ухода «Мортона» со сцены Исаев окажется полноценным владельцем бренда и самостоятельно будет обеспечивать финансирование издания.
«Мортон» - ведущий российский застройщик, специализирующийся на строительстве крупномасштабных жилых микрорайонов в Москве и Подмосковье. Его общий портфель жилья составит 7,9 млн кв. м, а число объектов достигло 38. Среди крупнейших проектов – «Бутово-парк» (более 2 млн кв.м), «Восточное Бутово» (1 млн кв. м), район в Зеленограде (540 тысяч кв. м). В 2014 году выручка компании составила 60,7 млрд рублей.
Весной 2013 года «Мортон» запустил общественно-политический сайт «Русская планета». В проект было инвестировано пять миллионов долларов, ожидалось, что уже через год он должен начать приносить прибыль. На позицию главного редактора позвали Павла Пряникова. Его заместитель Сергей Смирнов, который сейчас работает главредом «Медиазоны», рассказывал, что первым условием, которое Пряников поставил инвесторам – сменить название «Платформа Русь». Владельцы отказались менять домен rusplt.ru, поэтому, после шуток про «Русскую плеть» остановились на «Русской планете».
С самого начала стало понятно, что инвесторы и новая редакция взгляды на концепцию и задачи проекта не разделяют. Смирнов признается, что для него до сих пор остается загадкой, для чего «Мортону» потребовался этот смелый проект. Возможно, Ручьев таким образом хотел лоббировать строительный бизнес за счет регионального проекта РП; также не исключено, что проект задумывался по большей части как просветительский, однако не без определенной политической тональности, которая не совпадала с настроением и взглядами редакции. По-настоящему идеологические противоречия вскрылись уже позже.
Между тем Пряников рассматривал «Русскую планету» как лево-ориентированное онлайн-СМИ с соответствующими статьями и новостями из рубрики «маргинальная политика». В интервью «Полит.ру» Пряников рассказал, что его задача – создать социал-демократический ресурс, «что-то близкое к The Guardian».
«Мы – умеренно-левые. У нас в редакции много анархистов, антифашистов, социал-демократов, бывших нацболов… И точно нет крайне правых (национальной или либеральной окраски)», - говорил Пряников.
В результате «Русская планета» начала поставлять уникальный для российских СМИ контент. К осени сайт посещали уже более 50 тысяч читателей в день, через год этот показатель вырос до 200 тысяч. Инвесторы изначально были в курсе политической повестки, которой собиралась придерживаться редакция, и первое время никак этому не сопротивлялись. По словам Смирнова, главное условие, которое поставили в «Мортоне» - не трогать лично президента Путина и патриарха Кирилла.
Не удивительно, что камнем преткновения между инвесторами и редакцией стали события в Крыму. Репортажи Павла Никулина вызвали крайне резкую реакцию со стороны собственников издания, которые, по словам Смирнова, пытались цензурировать его материалы и в жесткой безапелляционной форме потребовали отозвать корреспондента с места событий. Некоторые материалы Никулина так и не были опубликованы на «Русской планете». Закончилось тем, что в знак протеста против цензуры, редакцию покинули пятеро журналистов.
Пряникова уволили в конце ноября, когда он находился в отпуске. Источники РБК рассказывали, что пользуясь отсутствием главреда инвесторы, недовольные его работой, решили навести порядок в редакции. Вычиткой текстов занялся лично Исаев, некоторые проходили предварительную цензуру в «Мортоне». Часть текстов не были допущены к публикации. Вслед за Пряниковым ушла большая часть редакции.
При этом инвесторы открещиваются от причастности к вмешательству в редакционную политику. Ручьев утверждал, что официально «Мортон» на тот момент уже не являлся собственником ресурса и все вопросы перенаправлял Исаеву.
Через некоторое время новое руководство проекта кратко объяснилось с редакцией и ответило кто, почему и зачем уволил Пряникова или, другими словами, настоял на срочном концептуальном редизайне «Русской планеты».
По итогам встречи выяснилось, что на страницах РП не был отражен заявленный в проекте русский космизм (в редакции издания работали «слабые» космисты), а главное, собственники издания стратегически разошлись в точке зрения на развитие «Русской планеты».
По иронии судьбы, сейчас Пряников работает заместителем редактора «Ленты.ру», старую редакцию которой постигла та же участь, что и «Русскую планету». На новом месте работы Пряников занимается гуманитарными проектами, в том числе лекциями, историческими и культурными материалами.