В Москву прибыла делегация Русской православной церкви за рубежом (РЦПЗ): ее глава митрополит Лавр, два десятка священнослужителей из разных уголков мира, а также около шестисот прихожан Зарубежной церкви. Главам разделенной церкви – митрополиту Лавру и патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму – предстоит подписать исторический документ – акт о каноническом общении между зарубежной церковью и РПЦ. Таким образом, произойдет воссоединение Русской православной церкви с Русской православной церковью за рубежом, откладывавшееся 80 лет.
См. также: Русская Зарубежная Церковь: страницы истории
Пока идет подготовка, во вторник митрополит Лавр проведет неформальную встречу с Алексием Вторым. А главное событие произойдет в четверг: рано утром в храме Христа Спасителя будет подписан «Акт о каноническом общении». Это будет означать, что впредь священнослужители двух ветвей русского православия смогут проводить совместные богослужения, а верующие – причащаться на литургии из одной Чаши.
Согласно «Акту о каноническом общении», Зарубежная церковь является «неотъемлемой самоуправляемой частью» РПЦ и признает ее главенство. РПЦЗ сохранит самостоятельность в административных, гражданских, имущественных и хозяйственных делах. В свою очередь, Московская Патриархия не будет вмешиваться в повседневную церковную жизнь Зарубежной церкви, но получит право одобрять назначение представителей ее верховного духовенства.
Первое совместное богослужение будет проведено немедленно после подписания документа. Президент Владимир Путин, который назвал воссоединение церквей «воистину эпохальным событием в жизни церкви и в жизни общества», собирается присутствовать на церемонии в храме Христа Спасителя.
В воскресенье главы обеих церквей проведут совместное богослужение в Успенском соборе Кремля. Затем представители зарубежной церкви отправятся на Украину, где посетят Киево-Печерскую лавру.
Сторонники воссоединения церквей говорят, что объединение «церквей-сестер» станет символом возвращения страны к ее дореволюционному величию. «Разъединение церкви явилось одним из самых тяжких последствий революции 1917 года, гражданской войны и холодной войны и оно наконец будет преодолено», – сказал представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
В то же время возникает опасность раскола внутри Русской зарубежной церкви. Некоторые ее последователи заявили, что покинут лоно РЦПЗ в знак протеста: по их мнению, духовенство запятнало себя связями с Путиным, бывшим офицером КГБ. Так, диссидент Константин Преображенский считает, что остаться в церкви после воссоединения было бы «равносильно проживанию в Советском Союзе».
Серьезные прения вызывают и вопросы о взаимоотношениях Церкви и государства, или так называемом сергианстве (от имени митрополита Сергия, сотрудничавшего с советской властью), и экуменизме (движении к единству христиан всех конфессий). Ряд представителей РПЦЗ – противников воссоединения, говорят, что эти вопросы не разрешены до сих пор.
Кроме того, ряд зарубежных наблюдателей предсказывают, что после воссоединения Русская зарубежная церковь не сможет оставаться самоуправляемой и с течением времени растворится в Московском патриархате.
Но представитель патриархии Николай Балашов говорит, что большинство православных верующих за границей поддерживают воссоединение. «Они поняли, что церковь сейчас изменилась, и она не та, с которой они боролись все эти годы и обвиняли ее в уходе от православных ценностей», – сказал он.
Разделение Русской Церкви произошло в 1927 году. После того, как митрополит Сергий призвал проявить лояльность к советской власти, священнослужители-эмигранты отказались подчиняться Московскому патриархату. Тогда патриарх России Тихон разрешил отдельное существование Зарубежной Церкви до тех пор, пока церковь в России не избавится от «безбожной власти». И хотя по своему уставу РПЦЗ является неразрывной частью РПЦ, до недавнего времени обе части расколовшейся церкви отказывались даже признавать друг друга. Многие представители зарубежной церкви требовали покаяния от своих российских братьев, обвиняя их в сотрудничестве с советской властью.
Вопрос о восстановлении церковного единства Московский патриархат и РПЦЗ начали обсуждать в 2003 году. Инициатором интеграции расколовшихся частей русской церкви выступил патриарх Алексий II, по просьбе которого президент Владимир Путин пригласил главу зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию. В мае 2004 года впервые за 80-летнюю историю разделения в Москве прошли переговоры Алексия II с митрополитом Лавром.
В результате после долгих прений и с большим трудом «Акт о каноническом общении» был принят в сентябре прошлого года. Это произошло на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке, а не на Архиерейском соборе зарубежной церкви в Сан-Франциско в мае, как ожидалось.