Владимир Рыжков: «У власти и будут ля-ля-ля, если они ни за что не будут нести ответственность.»
Обеспечение общественного согласия, с легкой руки Е.М.Примакова ставшее основной политической элиты, вступает в завершающую фазу v думская часть рабочей группы уже практически готова со своим текстом согласительного документа, и в пятницу он может быть выставлен на обозрение рабочей группы в ее полном составе v с участием всех заинтересованных сторон. Об этом рассказал сегодня на пресс-конференции сопредседатель думской части рабочей группы Владимир Рыжков.
По словам Рыжкова, работа по утверждению согласия идет быстрыми темпами v хорошо было бы успеть к очередному пленарному заседанию СФ 16 марта, где утвердить текст, после чего можно будет с чистой совестью перейти к решению других, также весьма важных проблем.
Рыжков прояснил некоторые детали вчерашнего заседания рабочей группы. Из восьми пунктов документа согласованы шесть:
1) о стабильной работе правительства, по которому без взаимных консультаций президент и Дума не могут это правительство уволить;
2) о Думе, которая обязуется рассматривать представленные правительством законопроекты в первоочередном порядке;
3) о взаимных обязательствах провести выборы в конституционные сроки;
4)об обществе, которое обеспокоено ростом криминализации выборов
5) об отношении к экстремизму v Дума готова даже принимать соответствующие поправки к УК;
6) о регионах и органах местного самоуправления, которые обязуются не принимать решения, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в стране.
Не согласованы, соответственно, два:
1) пункт об изменениях в Конституции, то есть взаимная констатация факта, что таковые изменения возможны. Вчера, по словам Рыжкова, в понимании этого пункта выявились серьезные разногласия между президентской и парламентской сторонами. Дума предлагает такую редакцию -- стороны солидарны в том, что Конституцию надо совершенствовать, президент v Конституцию надо совершенствовать только при наличии общего согласия. Разногласия, честно говоря, представляются не очень серьезными. Это признал и Рыжков v по его мнению, по этому пункту договориться удастся.
2) «В целях повышения эффективности системы органов власти стороны считают необходимым использовать конституционные и законодательные возможности для того, чтобы по итогам парламентских и президентских выборов формировать правительство, опирающееся на поддержку парламентского большинства».
На этот последний пункт Рыжков пожелал обратить особое внимание, назвав его «камнем преткновения», который «в пятницу вызовет наибольшее сопротивление со стороны исполнительной власти». По этому пункту, внесенному фракцией НДР, Рыжков сделал заявление: пункт отражает принципиальную позицию НДР в этом вопросе, и если он будет исключен из окончательной редакции, НДР может отказаться ставить свою подпись под документом.
Далее Рыжков постарался объяснить, почему ему так важен этот пункт. Корыстного интереса в формировании правительства парламентом у Рыжкова нет v он отдает себе отчет в перспективах своей фракции на следующих выборах. Имеется исключительно желание принести пользу отечеству, заставив парламент формировать правительство и тем самым нести реальную ответственность за происходящее в стране, чего никогда не было в России и что ей теперь крайне необходимо. Рыжков сравнил подобную конституционную реформу с «мощным рентгеновским излучением», которое всем покажет, кто в парламенте отстаивает ту или иную позицию. Рыжков сказал, что наиболее приемлемой для России он считает полу-президентскую модель правления французского типа, которая подразумевает сильную исполнительную власть президента, в особенности в области управления армией и силовыми структурами, и ответственный парламент, формирующий правительство. Формулу, которую предлагает НДР, Рыжков сформулировал так: «Новая роль президента v ответственный парламент v сильное правительство». «Мне часто говорят, -- сказал Рыжков, -- что, вот ты хочешь отдать власть этим ля-ля-ля. А я им отвечаю, что иначе у власти и будут ля-ля-ля, если они ни за что не будут нести ответственность».
На вопрос «Полит.Ру», какова будет процедура определения зловредности действий регионов и органов местного самоуправления, Рыжков сказал, что, помимо предложений Госдумы и президентской администрации, вчера свои предложения по тексту дал СФ. Эти предложения, по мнению Рыжкова, способны кардинально изменить основы российского федеративного устройства. Речь идет о введении в России института федерального вмешательства (ИВФ). ИВФ означает, что в случае острого конфликта между центром и регионом в последнем вводится внешнее управление вплоть до отставки избранного губернатора. Нетрудно заметить, что автором этой инициативы является на самом деле Е.М.Примаков. Рыжков считает, что это «революционная идея нормативного характера» и, конечно, целиком ее поддерживает.
Шансы достижения общественного согласия с помощью всеми подписанного заявления из 8 пунктов с преамбулой на 2 с половиной страницы Рыжков оценивает как «пятьдесят на пятьдесят».
«Полит.Ру» располагает собственным мнением о необходимости и перспективах скорейшего достижения всеобщего согласия.
В заключение Рыжков поведал, что НДР подготовила постановление по Макашову, которое вынесет в пятницу на Совет Думы и постарается сделать все, чтобы вопрос был вынесен на пленарное заседание. В постановлении значится, в частности, запрос в Генпрокуратуру о соответствии высказываний Макашова действующему УК. Шансов, что постановление пройдет пленарное заседание, по мнению Рыжкова, нет никаких, однако лишний раз поговорить о Макашове в Думе он считает делом весьма полезным.
(МФ)