будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РЖД СНГ
Май 20, 2025
Страна
Боратов Егор

РЖД и четыре плохих направления

РЖД и четыре плохих направления
rzhd
РЖД. Источник: Фото: novotroitsk.info

Сообщено, что "дочерняя компания ОАО РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) с 14 декабря полностью отменяет пассажирские поезда на Украину, в Азербайджан, Казахстан и Таджикистан".

"Коммерсант" в этой связи немного уточнил: "В монополии говорят, что движение восстановится через год, и объясняют такое решение падением пассажиропотока. Но, по данным "Ъ", ФПК может отменить железнодорожное сообщение и с рядом других стран СНГ, а также Европы".

Звучит все это как ужас-ужас-ужас, но ужаса тут нет даже ни разу. Хотя, несомненно, эта новость – отличный повод для креатива заголовков типа "Вагончик не тронется". А вообще в СМИ с темой вышло странно, не сходится многое. В изложении "Интерфакса" как-то все ближе к реальности, которая вовсе не такая обширная, как могло бы показаться: "ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, "дочка" ОАО "РЖД", занимающееся перевозкой пассажиров в дальнем следовании), с 14 декабря текущего года оставляет в сообщении со странами СНГ только пять маршрутов... Остаются следующие поезда: Москва - Кишинев (Молдавия), Москва - Брест (Белоруссия), Томск - Лениногорск (Казахстан), Челябинск - Ташкент (Узбекистан) и Оренбург — Ташкент. Остальные поезда в сообщении со странами СНГ с 14 декабря курсировать не будут в связи с экономической нецелесообразностью, отмечают в РЖД".

 
Поезд Душанбе-Москва

Тут обобщения как-то увядают, ну вот сколько там всего поездов-то было? Даже число по оставшимся направлениям позволяет прикинуть масштаб решения. Да, о том, как не сходится в СМИ. Вот, в "Коммерсанте: "на Украину, в Азербайджан, Казахстан и Таджикистан". Но как быть с географией, когда поезд Томск - Лениногорск (Казахстан) остался? Заодно можно обратить внимание на то, что остался поезд Москва - Брест (Белоруссия). Можно ли предположить, что это единственный поезд, который обслуживал белорусское направление? А какой тогда вывод? Да, это направление в основном обслуживает белорусская жд, а не российская.

Общая сводка от "Коммерсанта": "Всего в 2013 году было перевезено 108 млн пассажиров, из них в поездах формирования стран СНГ и Балтии — 10,7 млн человек. В направлении Азербайджана курсируют сейчас три поезда формирования ФПК, в направлении Украины — около десяти, в Казахстан — четыре, в Таджикистан — два. По оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, на каждый сформированный ФПК поезд по этим направлениям приходится примерно по два поезда, принадлежащие местной железнодорожной администрации".

Так что ничего ужасного. Если прикинуть количество поездов формата Россия-Украина (и обратно), то понятно, что 10 поездов между странами – это ничто. Просто в основном тут работает "Укрзалізниця" и закрывай тут РЖД что-то, не закрывай — погоды не делает.

Ну а когда ужас отступает, то становятся интересны нюансы объяснений: "Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, говорит, что решение об отмене поездов во многом было обусловлено курсовой разницей: стоимость проезда в международном пассажирском сообщении рассчитывается в швейцарских франках, а затем пересчитывается для продажи билетов за рубли. По его словам, по итогам 2014 года ФПК ожидает убыток от международных перевозок в 2 млрд руб. и «компании необходимо оптимизировать эти расходы». Поэтому, отмечает собеседник "Ъ", не исключено, что движение в направлении ряда других международных сообщений также будет пересмотрено". 

 
Владимир Якунин

То есть, загадка: причем тут по факту швейцарский франк? В нем проезд стоит ровно столько, сколько стоил. Ок, в соответствии с курсом и уточняется цена. Ну так цены всегда и пересчитывали. Причем, в 1998 году скачок был еще сильнее, а поезда ходили. Да и вообще цены на билеты все время росли, вовсе даже не в связи с валютными курсами. У РЖД это просто. Например (ранее): "Президент РЖД Владимир Якунин ранее объяснял падение показателей в этом сегменте ростом регулируемых тарифов. В 2013 году правительство России решило повысить стоимость проезда в общих и плацкартных вагонах на 20%, а не на 10%, как в последние несколько лет".

То есть, в РЖД полагают, что теперь цены вырастут до уровня невостребованности, а снижать они их не станут низачто. Собственно, РЖД просто не хочет париться с этим мизером маршрутов: "В монополии пояснили, что решение «связано с низкой рентабельностью перевозок по этим маршрутам» и указанные страны не отменяют свои регулярные рейсы (часть поездов формируется не ФПК, а компаниями этих стран)".

 

Решение само по себе мелкое, не более, чем техническое. Но при этом "аналитик Михаил Бурмистров сообщил, что отмена поездов в одностороннем порядке приведет к росту расходов другой стороны, и не исключено, что страны СНГ также прекратят железнодорожное сообщение в направлении России, что грозит полным прекращением перевозок пассажиров по железной дороге". В чем тут конкретно рост расходов другой стороны и почему ей в минус, если российская сторона добровольно выходит из бизнеса? Причем, когда доля российской стороны крайне невелика?

Интересным было и пояснение кого-то из РЖД "Лайфньюсу", согласно которому есть нюансы: "Поезда переводятся в категорию «по указанию», то есть, в случае увеличения пассажиропотока, поезд назначается, — пояснил LifeNews представитель компании". Тонкая настройка бизнеса, однозначно.  

Но тогда - главная тайна этой новости. Если здесь все на бизнес-основаниях с полным учетом реальности (включая в нее и курс швейцарского франка), то как можно было сосчитать, что данная ситуация будет действовать ровно год, а к 2016-му все внезапно встанет, как было? РЖД лучше ЦБ знает о перспективах рубля уже на год вперед? 

Боратов Егор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).