При чем здесь Минпромторг
В октябре нынешнего года возглавляемый Денисом Мантуровым Минпромторг потребовал провести проверку «схем» на рынке старых труб. Ведомство пожаловалось в ФНС и МВД проверить, не продаются ли б/у трубы по заниженным ценам. Под подозрения и, соответственно, проверки, инициированные Минпромторгом, попадают все крупнейшие российских нефтяных компаний, а также Газпром и Транснефть. Нынешняя атака на нефтянку стала продолжением процесса монополизации рынка металлического лома вокруг одной финансово-промышленной группировки.
Денис Мантуров, напомним, креатура главы «Ростеха» Сергея Чемезова. В министерское кресло Манутров перебрался непосредственно из системы «Ростеха», и теперь, будучи правительственным чиновником, сам охотно говорит о своем с Чемезовым тандеме. Не удивительно, что когда Минпромторг совершает «наезд» на нефтяников по поводу сбыта изношенных труб, «люди в рынке» рассматривают ситуацию через призму интересов его кукловода Сергея Чемезова.
Между тем, структуры, так или иначе связанные с главой «Ростеха», являются крупнейшими игроками на рынке лома черного и цветного металла. Из явных игроков – это, прежде всего, дочка «Ростеха», компания «Национальный экологический оператор» (НЭО). Из неявных – это крупнейший игрок, компания «Транслом».
Формально бывшая структура РЖД ООО «ТрансЛом» с октября 2016 года принадлежит партнеру помощника президента, бывшего министра транспорта Игоря Левитина Алексею Золотареву. С подачи «Коммерсанта», СМИ узрели за «Трансломом» тень могущественных Ротенбергов и… ошиблись. Более обоснованной выглядит версия, согласно которой Золотарев фронтует в «Трансломе» интересы своих старших партнеров Игоря Левитина, владельцев УГМК и «Трансмашхолдинга» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, а также тесно сотрудничающего с ними по ряду проектов Сергея Чемезова.
«Транслом» легко получает преференции там, где есть влиятельный ставленники группы Левитина-Махмудова или Чемезова. Например, компания без проблем выиграла тендер ГУП «Московский метрополитен» на утилизацию металлолома. Случилось это, очевидно, не без участия главы департамента транспорта правительства Москвы Максима Ликсутова, еще одного отпрыска команды «Трансмашхолинга». Но это далеко не все.
При чем здесь Минобороны
В начале 2017 года, инициативы Министра обороны Сергея Шойгу по освобождению военных частей от отслужившей техники оформилась в появление двух игроков, претендующих на обладание эксклюзивными правами по скупке списанного армейского имущества. Ими и стали компании ООО «НЭО» и «Транслом». Первой из них достаются все драгметаллы, второй черный и цветной металл. Незадолго до этого обе компании синхронно обратились к министру обороны с просьбой продавать им весь лом драгоценных металлов (НЭО) а также черных и цветных металлов («Транслом»). Шойгу их с энтузиазмом поддержал и дальше сам хлопотал за них перед президентом.
В Главное правовое управление (ГПУ) президента поступил разработанный Минобороны проект президентского указа о предоставлении военным права продавать металлолом без торгов. Однако Минэкономики, Минюст и ФАС высказали замечания, устранение которых фактически блокирует этот проект. Против монополизации рынка выступили также конкуренты «Транслома» и аккредитованные Минюстом эксперты.
Между тем, в начале 2017 года, несмотря на уже существовавшую поддержку со стороны министра у «Транслома» позиции в Минобороны еще не были достаточно сильны. В частности глава автобронетанкового управления Минобороны Сергей Бибик высказался против того, чтобы без торгов продавать военный металлолом «Транслом». Генерал-майор поставил под сомнение ее производственные мощности.
Аргументируя свою позицию, Бибик отметил, что компания «Транслом» оказалась не в состоянии в течение месяца начать вывоз приобретенного военного лома с территории АО «560 БТРЗ» (бронетанковый завод). К моменту написания соответствующего письма Бибиком было вывезено лишь около 130 т металлолома из 1425 т, что ставит под сомнение производственные возможности компании «Транслом», подчеркивает генерал.
Однако с тех пор позиции «Транслома», а вместе с ним и предположительно стоящих за компанией Левитина, Махмудова и Чемезова в Минобороны только усилились, а сама компания получила, что хотела, практически весь черный и цветной лом военного ведомства.
Другим признаком этого усиления стало, в частности, назначение в 2018 году заместителем министра обороны Андрея Криворучко, бизнесмена, имеющего отношение одновременно к структурам «Трансмашхолдинга» и «Ростеха». Сначала он поработал в ростеховских «Рособоронэкспорте» и «Автовазе». Затем был генеральным директором и стал акционером махмудовского «Аэроэкспресса» (возникшего при покровительстве и протекции Левитина).
А несколько лет непосредственно перед переходом на министерскую службу нынешний замминистра возглавлял Концерн «Калашников», в котором вместе с совладельцем «Трансмашхолдинга» владели сначала 49% акций, а позже увеличили долю до 75% акций минус одна акция. В концерн их привел Чемезов, чей «Ростех» теперь владеет лишь блокирующим пакетом акций «Калашникова». Позже, правда, появилась информация о том, что хозяева «Трансмашхолдинга» Махмудов и Бокарев передумали и вышли из «Калашникова» в пользу своего партнера Крниворучко. Но это уже не столь принципиально
При чем здесь ФАС
До получения эксклюзивных прав на скупку военного втормета компания «Транслом» еще в 2016 году получила аналогичные права (исключительные права на демонтаж вагонов, переработку и заготовку лома) от РЖД, в чем усматривается влияние Левитина.
А летом нынешнего года «ТрансЛом» договорился о приобретении металлоломной компании «ТМК Чермет» у «Синары» Дмитрия Пумпянского. После сделки «ТрансЛом» в общей сложности будет поставлять на рынок более 4 млн т лома. «У «ТрансЛома» есть план занять благодаря сделке более 20% рынка, став генеральным поставщиком Северского, Волжского и Таганрогского заводов Трубной металлургической компании (ТМК).
Сделка привлекла внимание ФАС, которая инициировала проверку на соблюдение антимонопольного законодательства. Как известно, глава ФАС Игорь Артемьев является человеком главы «Роснефти» Игоря Сечина. ФАС традиционно встает на защиту интересов «Роснефти» в различных непростых рыночных ситуациях. На этот раз укрупнение главного игрока на рынке лома задевало интересы всей нефтяной отрасли, и «Роснефти» как крупнейшей нефтяной компании в первую очередь.
Проверка ФАС началась, после того как депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Маринин направил вице-премьеру Дмитрию Козаку (курирует промышленность) запрос, в котором говорится, что такая сделка может привести к монополизации рынка поставок лома и росту цен на это сырье. По словам депутата, дополнительные расходы нефтяные компании как потребители труб переложат на покупателей топлива на АЗС: лом используется в качестве основного сырья для производства обсадных, насосно-компрессорных и нефтепроводных труб.
Сделку по покупке «Трансломом» «ТМК Чермет» ФАС все-таки вынуждена была одобрить. Однако попыток ослабить экспансию «Транслома» в том числе и в ТЭКе ведомство г-на Артемьева не оставило. Надзорное ведомство предприняло целую серию жестких действий и инициатив против растущего «Транслома».
Так, в июле нынешнего года ФАС возбудила дело против Минобороны об ограничении конкуренции при организации аукционов по продаже лома черных и цветных металлов. «Транслом» побеждал на этих торгах из-за преференций Минобороны, решило антимонопольное ведомство. В частности, во всех семи аукционах, прошедших в 2018 году, победил «Транслом». Конкурентная борьба была выявлена лишь на одном из конкурсов, в результате итоговая сумма оказалась почти вдвое выше изначальной — 377 млн руб., которые заплатил «Транслом», следует из материалов ФАС. На остальных торгах эта компания побеждала без особых потерь, согласившись выплатить начальную цену. По оценке ФАС, Минобороны умышленно «подгоняло» условия аукционов для отсечения других претендентов в пользу «Транслома».
Ранее еще один свой аукцион Минобороны дважды сорвала в интересах и по просьбе «Транслома». Причем во второй раз уже после объявления победителя. В итоге в торгах 1 июня участвовали три компании — «ТрансЛом», «ДельтаМет» и «РегионРесурс». Последняя одержала победу, предложив за лот 630 млн руб. «ТрансЛом» предложил 610 млн руб., «ДельтаМет» — 608 млн руб., указано в протоколе рассмотрения заявок. ФАС отреагировал на жалобу победителя, компании «РегионРесурс», которую лишили законной победы. Дело дошло до военной прокуратуры, но серьезных последствий, впрочем, ни для кого это имело.
В мае нынешнего года запрос в Минобороны с требованием представить материалы аукционов по реализации лома черных и цветных металлов, проведенных в 2017–2019 годах, обратился депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой. Он, в частности, просил Минобороны разъяснить экономическое основание разницы между ценой продажи лома «Транслому» (8 тыс. руб.) и его ценой на рынке (17 тыс. руб.). Поскольку ответ Минобороны не устроил депутата, он планирует добиваться от ведомства дальнейших разъяснений.
Между тем, как сообщает РБК, финансовые потери министерства от подобных торгов в 12,6 млрд руб., исходя из того что в течение 2018–2019 годов оно продало металлолома «Транслому» на общую сумму 2,8 млрд руб. Объем реализации за эти полтора года составил около 400 тыс. т лома черных металлов и 100 тыс. т лома цветных металлов. Разница между ценами, по которым «Транслом» покупает лом у Минобороны, и ценой его последующей перепродажи составляет для лома черных металлов в среднем 9 тыс. руб. за тонну, для лома цветных металлов — 90 тыс. руб. за тонну.
В итоге, ФАС перешла от частных проверок к более масштабным мерам и предложила продавать весь металлолом государственного происхождения через биржевые торги.
При чем здесь Козак
На октябрьском заседании правительства под председательством вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение внести в правительство на рассмотрение предложения ФАС о продаже всего металлолома, который образуется у госкомпаний, через биржевые торги.
Тем более что в правительстве не первый уже год «пылится» проект поправок к закону, регулирующему оборот лома и отходов черных и цветных металлов. Согласно проекту, госкорпорации, госкомпании, ГУПы и МУПы, а также компании, в капитале которых государству принадлежит более 50%, должны продавать весь производимый ими в процессе хозяйственной деятельности лом только через электронную торговую площадку.
Такой торговой площадкой является Российский аукционный дом (РАД) Игоря Метельского и Андрея Степаненко. Оба выходцы из Смольного. К тому же Козак и Метельский в свое время были еще и соучредителями юридической фирмы ЮСТ.
Надо сказать, что ранее, начиная с 2014 и вплоть по 2017 года, принадлежащий Минобороны лом и отходы драгоценных металлов продавались на торгах РАД, где НЭО и «Транслом» вынуждены были конкурировать с другими участниками рынка на общих основаниях, а потому, случалось, проигрывали или покупали лоты не по самым бросовым ценам. Теперь же во власти Козака обязать Минобр и его привилегированных покупателей вернуться обратно на эту электронную торговую площадку.
На лом от госкомпаний приходится до половины этого сырья в РФ, общий рынок оценивается в 1 трлн руб. в год. Основные объемы лома дают ОАО РЖД, «Газпром», Минобороны и «Роснефть».
В октябре крупнейшие экспортеры лома, включая «Транслом», просили Дмитрия Козака не вводить требования, обязывающие участников рынка экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках с ломом. В итоге, вице-премьер Дмитрий Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на 1 апреля 2020 года.
Ранее, в июне Дмитрий Козак также поручил подготовить постановления правительства, ограничивающие экспорт из РФ лома черных и цветных металлов. Вылилось это в то, что кабмин с 1 сентября и до конца 2019 года установил квоту на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы России в страны, не являющиеся членами ЕАЭС.
При чем здесь нефть
«Транслом» давно ведет охоту на трубы нефтяных и трубопроводных компаний. Нынешняя атака через Минпромторг, где нефтяников хотят обвинить в том, что они, якобы, продают старые трубы на невыгодных для самих себя условиях далеко не первая.
В частности, «Транслом» называют одним из инициаторов правительственного решения о запрете для нефтяников на повторное использование труб, которые Росприроднадзор стал считать отходами. «Транслом» является крупнейшим покупателем нефтяных труб.
Это привело к тому, что весной нынешнего года крупнейшие нефтекомпании пожаловались премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на то, что им теперь нельзя повторно использовать нефтегазовые трубы. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и «Татнефти» Наиль Маганов.
Речь идет о демонтированных трубах для нефте- и газопроводов, бурильных, насосно-компрессорных трубах, а также стальных насосных штангах, которые были признаны отходами Росприроднадзором в 2017 году. Компании жалуются, что теперь б/у трубы нельзя использовать даже в некапитальном строительстве (дренажи, опоры ненесущих конструкций и т.п.), на что могло идти до 80% отработанных труб. Более того, теперь компании вынуждены нести расходы, связанные с обращением с б/у трубами как с отходами, и получать многочисленные разрешения. Административные процедуры могут занимать от полугода до года. Это приводит к замедлению ремонтов и замены трубопроводов, отмечается в письме, в связи с чем возрастают риски аварий и разливов нефти.
Помимо того, что все растущие аппетиты крупнейших игроков серьезно отравляют жизнь нефтяникам, приводят к повышению цен на новые трубы, тем самым опосредованно влияют на себестоимость добычи, транспортировки нефти и конечную стоимость поступающего на АЗС топлива, так они еще и разрушают конкуренцию на собственно рынке втормета. Все инициированные ими изменения ограничили доступ небольших компаний к рынку переработки лома в пользу крупных игроков.