Министр внутренних дел Владимир Колокольцев объявил неполное служебное соответствие начальнику ГАИ Москвы Александру Ильину, а его заместителя, который, в том числе, курировал экзаменационную работу, отправил в отставку. Ранее, напомним, следователи раскрыли группу столичных гаишников, которые занимались продажей водительских прав.
«С учетом вскрытой в Москве коррупционной схемы продажи водительских удостоверений, я принял решение об увольнении из органов внутренних дел заместителя начальника управления ГИБДД Москвы Михаила Мартюшева. Его непосредственному руководителю — начальнику управления генералу Ильину — объявляю неполное служебное соответствие», — заявил Колокольцев на совещании в МВД. При этом Колокольцев предупредил Ильина, что если подобные факты в московском ГАИ повторятся, то он будет уволен.
Министр также потребовал от главы столичной полиции Анатолия Якунина навести порядок в столичном ГАИ. «Эта задача сегодня является для нас первоочередной, и мы должны ее выполнить, руководители органов внутренних дел субъектов, которые не смогут изменить ситуацию, будут наказаны в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения», — подчеркнул Колокольцев.
«А вы не думаете о том, что ваши родственники могут попасть под колеса машины, за рулем которой будет сидеть вот такой горе-водитель с купленными правами?» — задал министр риторический вопрос подчиненным.
Полиция и Следственный комитет, напомним, вчера внезапно отчитались о том, что прямо в столице России люди покупают себе водительские права. Установлено, что преступники, которых по данным МВД было около 20, а по данным СК - семеро, выдавали права людям, которые не обучались в автошколе, не проходили медицинское освидетельствование и даже не сдавали тест на знание ПДД и экзамен по вождению.
Следственный комитет называет имена подозреваемых: это инспекторы межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работы №3 Александр Галкин и Алексей Колосков, сотрудники специализированных батальонов ДПС Роман и Алексей Долбеевых, а также гражданские лица Александр Соловьев, Дмитрий Белов и Михаил Калинин. Полицейских подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. За это преступление часть 1 статьи 285 УК предусматривает различные наказания от штрафа до лишения свободы на четыре года.
Следственный комитет уточняет: группа подозреваемых пока обвиняется в выдаче лишь одного водительского удостоверения по подложным документам. Водителю это стоило 28 тысяч рублей.
«Российская газета» со ссылкой на свой источник в МВД сообщает, что речь идет об истории, которая произошла год назад. Уголовное дело было возбуждено из-за того, что во время сдачи практического экзамена в городе инспектор помогал нажимать на педали и поворачивать руль некоей гражданке.
Глава МВД Колокольцев рассказал на совещании о масштабах работы преступной группы. По его словам, «предварительно установлено, что ежемесячно незаконными услугами пользовались не менее 100 человек, стоимость одного водительского удостоверения категории "В" составляла 28 тысяч рублей, а доход группы составлял от 3 миллионов рублей в месяц». Он рассказал, что в среднем за смену в два рабочих дня инспектор получал от 40 тысяч рублей, а руководители — от 70 тысяч.
Министр также рассказал о системе цветовой дифференциации скрепок, которая позволяла различать документы тех, кто приходил сдавать на права. «Одна цветная скрепка свидетельствовала о том, что человек заплатил 10 тысяч рублей и должен сдать экзамен, две цветные скрепки — должен сдать, так как это указание руководства, одна металлическая — сдает сам и с первого раза этого сделать не должен», — рассказал Колокольцев.
Представитель СК Владимир Маркин пригрозил, что автолюбители, которые покупали свои водительские права, будут лишены их. «Если будет установлено, что права выданы незаконно, они будут изыматься и приобщаться к материалам дела, а информация будет направляться в ГИБДД с требованием об аннулировании этих водительских прав», — заявил он.
«Если взглянуть на эту проблему масштабно, даже просто посмотреть новости, мы видим, что чуть ли не ежедневно в разных регионах случаются ДТП, причем с жертвами. И очень часто в этих случаях виновниками аварий становятся водители с минимальными навыками вождения. Среди них наверняка были и получившие права подобным образом», — отметил Владимир Маркин и напомнил, что аналогичные случаи вскрываются по всей России. «В Пермском крае сотрудники ГИБДД незаконно выдали более 200 водительских удостоверений, в Воронежской области — порядка 300, а в Забайкальском крае сам начальник краевого ГИБДД Сергей Уханов вообще поставил на поток выдачу водительских прав», — рассказал журналистам представитель СК.
Раскрыть подобного рода коррупционное преступление крайне сложно, так как и полицейский, и будущий автолюбитель заинтересованы друг в друге и обмен денег на права является взаимовыгодным. За многие годы в России устоялась норма. Человек, конечно, может сдать на права самостоятельно, и мешать ему, скорее всего, никто не будет. Но чаще гражданин просто платит взятку — в Москве около 30 тысяч рублей — и получает права без муторных посещений ГАИ, которые, как на зло, находятся на задворках города.
Именно благодаря тому, что всех устраивает практика купли-продажи прав на вождение, никому не выгодно с ней бороться. В прессе сразу появилась теория о том, что «наезд» следователей на ГАИ вызван земельным вопросом: некие структуры хотят отнять у полиции землю под зданием ГАИ на Краснобогатырской улице и построить там толи дорогу, толи деловой центр. «Наезд» на инспекторов пошатнет политические позиции руководства ГАИ, и они вынуждены будут отдать землю.
Если же борьба с продажей водительских удостоверений окажется не побочным эффектом земельных вопросов, а самостоятельной политической акцией, а особенно если к ней прибавится выкорчевывание взяточничества на дорогах, то Россию ждет большое веселье.
Негласный общественный договор таков, что за всякое нарушение на дороге можно поплатиться согласно букве закона, а можно отдать инспектору необходимое количество рублей. Это удобно всем — дорожные полицейские и их начальники таким образом наживают капиталы, а простые автолюбители после пьянки могут ехать домой, имея в кармане заранее известную сумму денег — на случай, если попадутся на глаза гаишника. Водителей, конечно, иногда привлекают к ответственности за липовые нарушения, но, как правило, взятки люди платят за дело.
Аккуратно соблюдать все правила дорожного движения средний российский автолюбитель считает ниже своего достоинства. Он покупал (часто с помощью кредита) автомобиль не для того, чтобы ездить со скоростью троллейбуса.
Долгое время исключением из правил были случаи, когда сотрудникам ГАИ требовалось выполнить месячный график по поимке нарушителей — тогда стражей закона внезапно переставали интересовать деньги, и все они на один день становились крайне принципиальными. Именно в такие дни водителям часто приписывали и липовые нарушения.
Некоторое время назад к исполняющим план гаишникам добавилось еще одно исключение — камеры на дорогах, которые измеряют скорость движения, фотографируют автомобиль, и нарушитель получает по почте штраф. Их, конечно, можно не оплачивать, но в итоге есть шанс нарваться на то, что пограничник в аэропорту откажет в праве выезда за рубеж. Впрочем, расположение всех камер так или иначе известно и они вбиты в память многих навигаторов, так что перед ними достаточно на несколько десятков секунд сбросить скорость до разрешенной, или превышать ее не более, чем на 20 км/ч.
Каждое такое нововведение очень логично. Нельзя превышать в городе скорость? Нельзя. Нужно наказывать нарушителей? Нужно. Но при этом абсолютное большинство автомобилистов этим, конечно, недовольны. Очень сложно признаться себе в том, что выступаешь за воровство и коррупцию и против здравого смысла. А значит, появляются причудливые объяснения того, почему же штрафовать за превышение скорости плохо. Оказывается, что знаки висят неправильно, что в Германии на автобанах вовсе ограничения нет, что опытному водителю лучше и безопасней ехать с высокой скоростью (а неопытных, на дороге, понятное дело, нет, ведь пара лет езды по пробкам уже делают из простого человека суперпрофессионала).
Поводов покупать права, а не сдавать экзамен, тоже находится тысяча — гаишники якобы всех валят, государственные автомобили поголовно с подкрученными тормозами и разболтанным сцеплением, упражнения на площадке все бесполезные, езда в городе бессмысленна, потому что организация движения вокруг ГАИ специально сделана для запутывания новичков. Да и вообще, почему не дают сдавать на машине с коробкой-автоматом? После таких мыслей человек с чистой душой идет покупать права за несколько десятков тысяч рублей. Иными словами, согласно статье 291 Уголовного кодекса, становится преступником с висящим сроком в два года лишения свободы.
Чиновники и политики, заявляющие, что платить вместо сдачи экзаменов в ГАИ или откупаться от лишения прав за езду с похмелья не только незаконно, но и аморально, поднимаются на смех. А зря — потому что давать взятки и правда нехорошо.