Без каких-либо прорывов и сенсаций прошел 23-й саммит Россия-ЕС в дальневосточном Хабаровске, который президент Дмитрий Медведев выбрал для встречи, чтобы продемонстрировать «величие и масштабы России». На саммите было запланировано провести полную ревизию отношений Москвы и Европы, одной из главных тем разговора стала энергетическая политика – в частности то, как избежать срыва поставок природного газа из-за разногласий России с ее соседями.
Российскую делегацию возглавил президент Дмитрий Медведев; делегацию Евросоюза – президент председательствующей в ЕС Чехии Вацлав Клаус. Приехал на саммит председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, а также верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Сорлана. Подписание каких-либо документов по итогам саммита предусмотрено не было.
Примечательно, что на фоне хабаровского саммита появилась следующая новость: некий источник в окружении российского премьер-министра Владимира Путина заявил, что Россия не исключает нового газового кризиса предстоящей зимой. По словам источника, Украина запасает на зиму слишком мало газа и тем самым создает предпосылки для повторения в начале 2010 года перебоев в поставках топлива в Европу.
А на пресс-конференции по итогам саммита Медведев прямо сказал, что сомневается в способности Украины заплатить более $4 млрд за закачку 19,5 млрд кубометров газа в свой подземные хранилища. А это значит, что европейские потребители снова могут испытать перебои с поставками газа в зимние холода.
Медведев сказал, что Россия готова помочь Украине, но считает справедливым, чтобы часть нагрузки взяли на себя европейские страны, которые получают российский газ по украинским газопроводам.
Еще одной темой саммита стала Энергетическая хартия. Вопрос обсуждался на примере последней российско-украинской газовой войны, когда был прекращен транзит российского газа через территорию Украины. Лидеры ЕС обратились к России и Украине с призывом сделать все возможное для того, чтобы блокады поставок газа, подобные тем, что случились в начале года, больше не повторялись.
Москва требует найти замену нынешней хартии, которую она считает устаревшей. В предлагаемом Россией документе, помимо всего прочего, говорится и о необходимости создания нового соглашения о гарантиях транзита энергоресурсов с прописанной в нем процедурой «преодоления чрезвычайных ситуаций в данной сфере».
Однако еще до старта саммита представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана сообщил, что основой для энергетических взаимоотношений России и ЕС могут быть исключительно принципы Энергетической хартии. Впрочем, как сказала пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, европейцы признают, что Энергетическая хартия в нынешнем виде не решает всех задач. В частности, механизмов для регулирования конфликтов, подобных российско-украинскому, до сих пор нет.
На итоговой пресс-конференции Дмитрий Медведев сообщил, что в ходе саммита стороны обменялись мнениями по неурегулированным ситуациям в Европе, таким, как Кипр, Косово, проблемы вокруг безопасности на Кавказе, вокруг конфликта между Грузией и Южной Осетией и Абхазией.
У сторон сохраняются разногласия по программе «Восточного партнерства» Евросоюза. Несколько недель назад ЕС предложил в рамках этой программы шести бывшим советским республикам, в том числе Украине, Грузии и Белоруссии, установить более тесные отношения. Москва, считая, что это вмешательство в сферу ее влияния, обвинила Брюссель в создании «новых разграничительных линий» в Европе.
Медведев на саммите заявил, что Евросоюз не убедил Россию в выгодах создания «Восточного партнерства». По его мнению, некоторые государства пытаются использовать эту структуру как партнерство против России.