Кинематографическая история Эдварда Сноудена понемногу сбавляет темп. Виной всему аннулированный американский паспорт, бюрократические и политические препятствия, возникшие на пути к хэппи-энду в солнечной латиноамериканской стране. С момента приземления в Москве 23 июня закрученный шпионский триллер постепенно превращается в сериал, причем не самый интересный. Во всяком случае, содержание предыдущих серий казалось куда более увлекательным.
«В предыдущих сериях. Бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден осознает, что его работодатели давно не имеют ничего общего с идеалами свободы и справедливости, которым он служил. Раскаявшийся шпион решается на отчаянный шаг и публикует секретные сведения о систематической слежке спецслужб за миллионами простых интернет-пользователей. Чтобы спастись от гнева властей, он вынужден бежать из Соединенных Штатов на другой конец мира — в Гонконг, но вскоре и там над ним начинают сгущаться тучи. Бывшие коллеги преследуют его по пятам, и единственной надеждой для Сноудена становится политическое убежище в стране, которая еще сохраняет верность идеалам демократии. Чтобы выиграть время, он отправляется в Россию, надеясь на скорый переезд в какое-нибудь гостеприимное латиноамериканское государство. Никто не мог предположить, что в Москве он станет заложником давней политической игры, и задержаться здесь ему придется надолго», - так выглядел бы синопсис сериала с пафосным названием, например: «Эдвард Сноуден. Бегство к свободе».
Вот только следующие эпизоды слегка разочаровали бы заинтригованного зрителя. Накал страстей заметно снижается: шереметьевский сиделец осторожничает, занимается бумажной работой и тщательно выбирает конечный пункт своего затянувшегося путешествия. 1 июля увядающий сюжет слегка оживила новость The New York Times о том, что Сноуден, не добившись быстрого ответа от Эквадора, решил попросить убежища по месту пребывания — в России.
Самым интересным моментом должна была стать реакция российских властей, которые оказались в затруднительном положении. Пока Эдвард Сноуден находится в транзитной зоне, у руководства страны есть юридические основания делать вид, что оно здесь ни при чем: «сисадмин ЦРУ» формально даже не находится на территории России. Но неудобный гость поставил вопрос ребром, чем осложнил жизнь Кремлю.
Немного отходя от темы, стоит упомянуть, что историю решил увековечить один из знаменитых писателей. Об этом сообщается на авторском сайте Александра Эфроя. Предварительно известно только то, что жанр будет совмещать в себе ужасы, мистику и хоррор, а так же интересные факты из жизни Сноудена. Александр стал известен благодаря своим страшным рассказам и статьям, в которых всегда можно найти интересные факты. Обсудить будущее творение автор приглашает на форум или в чат.
Принять беглеца — значит крепко поссориться с Соединенными Штатами, которые как раз пытаются «наладить политический диалог». Отказать Сноудену (или, хуже того, выдать его американцам) — значит «потерять лицо» и вызвать огромное разочарование у многочисленных правозащитников и простых людей, искренне сочувствующих борцу за интернет-свободу.
Надо признать, что в этой ситуации решение Путина выглядит весьма рациональным. В понедельник, отвечая на вопросы журналистов после московского Форума стран – экспортеров газа, президент ясно обозначил свою позицию: «Россия никогда никого никуда не выдает и выдавать не собирается. Нам никто никого никогда не выдавал... Если Сноуден захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст».
Такая формулировка позволяет соблюсти дипломатические приличия и несколько затрудняет выдвижение обвинений в «недружественных действиях». Хотя и до этого Владимир Путин всячески подчеркивал, что российские спецслужбы «не работали и не работают» с неожиданным визитером.
Но самого Эдварда Сноудена озвученные условия, естественно, не устроили — это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В связи с этим 2 июля сайт организации WikiLeaks, сотрудники которой оказывают юридическую поддержку беглецу, опубликовал новое заявление по данному делу. Помощник Сноудена, сотрудник WikiLeaks Сара Харрисон, направила запросы о предоставлении политического убежища сразу в 19 стран, не считая Исландии и Эквадора, куда бывший сотрудник ЦРУ пытался уехать раньше.
Документы были переданы в российское консульство в аэропорту «Шереметьево», и дипломаты согласились доставить их в посольства других государств. Список стран, которые Сноуден рассматривает в качестве нового пристанища, включает Бразилию, Австрию, Боливию, Китай, Кубу, Финляндию, Францию, Германию, Индию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Никарагуа, Норвегию, Польшу, Россию, Испанию, Швецию и Венесуэлу.
Пока готовность предоставить убежище выразил только президент Боливии Эво Моралес, который приехал в Москву на Форум стран – экспортеров газа. В интервью телеканалу Russia Today он заявил, что страна «готова принимать у себя личности, разоблачающие международный шпионаж». Положительно отозвался о деятельности Эдварда Сноудена и Николас Мадуро, президент Венесуэлы, который также прибыл в Москву. Впрочем, Мадуро подчеркнул, что официальный запрос от американца пока не получен. Президент Венесуэлы не стал комментировать появившиеся в российской прессе слухи о том, что он может вывезти беглеца в Каракас на своем самолете.
Десять стран из приведенного выше списка отказали экс-шпиону уже через несколько часов после получения запросов о предоставлении убежища. В их числе Бразилия, Индия, Германия, Австрия, Ирландия, Швейцария, Испания, Норвегия, Финляндия и Польша. Учитывая неопределенную позицию Эквадора, который изначально рассматривался в качестве основного варианта, но теперь под разными предлогами начал отказываться от этой роли, выбирать Сноудену пока особо не из чего: или бедная аграрно-сырьевая Боливия или похожая на нее Россия, да еще и на условиях, выдвинутых Путиным.
Венесуэлу можно рассматривать как пристанище только до следующих президентских выборов или очередного государственного переворота: учитывая широкую популярность проамериканской оппозиции, смена власти в этой стране чревата для беглого шпиона большими проблемами.
Хотя и в России, которая, по уверению Владимира Путина, «никогда, никого, никуда», тоже звучат призывы «использовать шанс» и обменять Эдварда Сноудена, например, на Виктора Бута. В частности, такую идею высказал Владимир Жириновский.
Своеобразным фоном истории о гипотетических и реальных перемещениях Сноудена по-прежнему являются взаимные упреки, угрозы и обвинения. Американские политики уже вторую неделю грозят дипломатическими проблемами России за отказ от сотрудничества и помощи преступнику. Москва называет подобные обвинения «бредом и чушью». А сам беглец со страниц WikiLeaks упрекает власти США и лично Барака Обаму в давлении на правительства стран, которые при других обстоятельствах могли бы принять бывшего шпиона.
Словом, ощущение того, что «мир замер в ожидании» эпического финала захватывающей истории, уже прошло. Осталась бюрократическая неразбериха, политические дискуссии и уставший человек в терминале «Шереметьево», который, быть может, в глубине души уже и сам жалеет, что решился на главную роль.