будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна

«Сбережение России»

«Сбережение России»
guzel

Руководитель Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбекова прокомментировала для «Полит.ру» социальные инициативы Владимира Путина в области здравоохранения, изложенные в его предвыборных статьях.

Давайте начнем с последней статьи Владимира Путина, посвященной социальной политике. Мне понравилось то, о чем сказал премьер в этой статье. Если все выдвинутые им тезисы будут действительно реализованы, то удастся решить многие проблемы, которые накопились в нашей отрасли, и медицинская помощь станет более доступной населению.

Во-первых, премьер говорит о том, что население должно быть удовлетворено предоставляемой медицинской помощью и необходимо «сберегать» российский народ. Это главный критерий оценки деятельности системы здравоохранения.

Хочу отметить, что в этом направлении начиная с 2005 года достигнуты некоторые успехи. Так, с 2005 по 2008 год в России в результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», который активно курировался первыми лицами страны, смертность снизилась на 9 процентов. В этот период государственные расходы на здравоохранение увеличивались ежегодно на 10 процентов. Однако, в 2009-2010 годы финансирование здравоохранения в реальных ценах практически не увеличивалось. И в этот период общий коэффициент смертности (число умерших на одной тысячу населения в год) практически не менялся и был на уровне 14,2–14,6. А вот в 2011 году финансирование выросло на 220 млрд рублей за счет увеличения тарифов страховых взносов в систему ОМС на 2 процента.

Это было нелегкое, но правильное решение, инициатором которого выступил Минздрав, и премьер его поддержал. Хотя и Минэкономразвития, и Минфин, и бизнес — все были против. В результате – смертность с 2010 по 2011 год сократилась на 5 процентов и достигла уровня 13,5 случаев на 1 тысячу населения.

Таким образом, увеличение государственного финансирования здравоохранения и политическая воля руководителей страны позволяют добиться заметного улучшения демографических показателей. И эти уроки должны быть учтены при формировании программы развития здравоохранения на ближайший период.

Однако для «сбережения России» и достижении целей, поставленных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (а именно: увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения с нынешних 70 до 73 лет и снизить общий коэффициент смертности с 13,5 случаев на 1 тысячу населения до 11,0) потребуется более интенсивное развитие здравоохранения и более существенное увеличение его финансирования.

Если это произойдет, то до 2020 года нам удастся дополнительно сохранить 2,5 млн жизней россиян.

Чтобы решить эти задачи, премьер предлагает в своей статье ряд программных направлений. Во-первых, повышение конкурентоспособности заработной платы медицинских работников. Это очень правильное предложение, потому что сегодня зарплата медицинских работников на 22 процента ниже, чем средняя оплата труда в стране. Это приводит к оттоку кадров из отрасли, низкой мотивации врачей к качественному оказанию медицинской помощи. Во-вторых, Путин говорит о необходимости повышения квалификации медицинских работников путем развития системы непрерывного медицинского образования. То есть, когда не раз в 5 лет врачи проходят повышение квалификации, как сейчас, а делают это ежегодно, причем с участием профессиональных медицинских обществ. Именно так происходит непрерывное образование врачей за рубежом. Кстати, в этой же статье абсолютно правильно говорится о необходимости повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов в 2 раза.

Третий тезис — расширение объема бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, то есть речь идет о лекарствах, которые выдаются по рецепту врача. Даже если сравнивать Россию с новыми странами Евросоюза (Чехия, Словакия, Венгрия), то у нас население обеспечено бесплатными лекарствами в 3,5 раза меньше, чем в этих странах, при тех же ценах на лекарства. Кроме того, у нас только отдельные категории населения (инвалиды, их всего около 13 млн человек) имеют право на бесплатное получение лекарств, причем бóльшая часть из них предпочла денежные пособия. В странах Евросоюза все нуждающиеся получают лекарства полностью бесплатно или с частичной содоплатой. Это позволяет избежать обострения заболеваний и расходования более дорогостоящих видов медицинской помощи.

В-четвертых, правильно предлагается сделать акцент на развитии амбулаторно-поликлинической помощи, например, это позволит сократить очереди в поликлиниках. Но отмечу, что

для этого нужны врачи, а у нас сегодня дефицит врачей первичного звена составляет как минимум 30 процентов.

Многие из них профессионально выгорают на работе, у них невысокие зарплаты, они заполняют кучу бумажной документации, устают от нелегких вызовов на дом. Конечно, для этого необходимы повышение оплаты их труда и информатизация здравоохранения.

И, наконец, премьер говорит о развитии профилактики и формировании здорового образа жизни. И это также крайне востребовано. В России распространенность курения и употребление алкоголя среди взрослого населения в два раза выше, чем в развитых странах. С этим, конечно, надо бороться, однако здоровый образ жизни - это задача не только для Министерства здравоохранения, но и для других отраслей — образования, спорта, общественных объединений, а также для каждого из нас.

Вот об этом говорит премьер в статье о социальной политике, и все выдвинутые им тезисы я приветствую.

Если же мы обратимся к статье Владимира Путина о демократии, то там также есть положения, которые актуальны для здравоохранения. Во-первых, премьер говорит о том, что решения в стране должны приниматься путем публичного согласования. Например, в здравоохранении придется увеличивать объемы государственного финансирования и это потребует согласованного решения всех политических партий и ведомств. И это будет непростое решение для нашей страны, особенно в нынешних условиях, когда средства нужны в том числе и на выплату пенсий.

Также премьер говорит о повышении эффективности управления, об усилении ответственности и отчетности руководителей всех уровней управления страной за результат. Это очень актуально для здравоохранения. Органы управления здравоохранением на всех уровнях (федеральном, региональном) должны отчитываться о результатах своей работы ежегодно перед населением, правительством, Госдумой. Должны быть четкие показатели, по которым можно было бы оценить их работу, в том числе и показатели здоровья населения. К сожалению, сегодня эта работа не налажена должным образом.

Если говорить о ликвидации коррупции, то это также является актуальным для нашей отрасли. О самых громких случаях все знают не понаслышке из СМИ, вспомним хотя бы историю о закупке томографов.

Говоря о том, что необходимо предоставлять гражданам правдивую информацию, увеличить информированность населения, премьер привел пример как раз из здравоохранения.

Например, россияне должны четко знать, какие услуги должны быть платные, а что им полагается бесплатно.

Кроме того, в статье про демократию говорится о правильном балансе центральной и региональной власти. Что касается здравоохранения, то считаю, что в этом направлении уже приняты правильные решения. Так, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который был принят в ноябре 2011 года, несмотря на некоторые его серьезные недостатки, есть правильная норма – о централизации управления здравоохранением. Здравоохранение как отрасль должна управляться и финансироваться централизованно – это общемировая тенденция. Например, северные страны Евросоюза 10–15 лет назад активно децентрализовали свои системы здравоохранения. Это привело к тому, что в разных регионах страны был разный уровень финансирования и оказания медпомощи. И вот сейчас там запущен обратный процесс. То есть этот опыт для здравоохранения оказался не очень эффективным.

Бедные системы здравоохранения, как российская, должны финансироваться и управляться централизованно.

Если говорить о государственных расходах на здравоохранение, то они, конечно, недостаточные. В России в прошлом году государственные расходы на здравоохранение (программа государственных гарантий, образование, инвестиции в инфраструктуру и санитарно-эпидемиологическое благополучие) составили около 1,7 трлн рублкй или четыре процента в доле ВВП. Эта цифра в полтора раза ниже, чем в среднем в «новых» странах Евросоюза (6 процентов ВВП). Бóльшее, чем у нас, государственное финансирование здравоохранения позволяет «новым» странам ЕС уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни на 7 лет больше, а смертность в 1,2 раза ниже, чем в России. Отметим, что эти государства имеют близкий к РФ ВВП на душу населения в год, то есть так же экономически развиты, как и наша страна. Из этого следует, что дальнейшее расширение объемов бесплатной медицинской помощи в России потребует увеличения финансирования в полтора раза, что составляет около 800 млрд рублей ежегодно.

Подчеркну, что средства определяют многое – и достойную оплату труда медицинского персонала, и достаточное обеспечение населения бесплатными лекарствами, и возможность выполнять современные стандарты лечения, и многое другое. Но очень важно, чтобы эти дополнительные средства расходовались эффективно.

В целом хочу сказать, что премьер выбрал правильные приоритеты развития здравоохранения в своей социальной программе. Но кое-что я бы добавила. Например, необходимо развитие школьной медицины, охрана здоровья детей. У нас очень неудовлетворительное состояние здоровья школьников. На протяжении 15 лет в России около 40 процентов детей рождались больными или заболевали в период новорожденности, и сейчас этот показатель составляет 36 процентов, а вот в советское время он был равен 17 процентам. Поэтому необходимы различные профилактические программы, направленные на реабилитацию здоровья школьников, оказание им санаторно-курортной помощи.

Есть еще один важный вызов для нашей системы здравоохранения — это снижение числа граждан трудоспособного возраста. Начиная с 2009 года, в России каждый год численность трудоспособного населения сокращается на 1 миллион человек: 600 тысяч из них умирает, а 400 тысяч сокращается из-за низкой рождаемости в 90-е годы. Соответственно, с 2011 по 2020 год мы потеряем всего около 9 млн граждан трудоспособного возраста, что скажется на нехватке трудовых ресурсов. Этим тоже нужно заниматься. Так, необходимо уделять внимание развитию производственной медицины.

В советское время граждане, которые работали на крупных и даже на средних предприятиях, обращались за медпомощью не по месту жительства, а по месту работы,

где им могли и давление померить, и лекарства выписать. Вот это надо восстанавливать.

Если говорить о других партиях, то неплохие инициативы в области здравоохранения предлагала и «Справедливая Россия». Но я считаю, что под предложениями премьера будет готова будет подписаться любая партия.

Однако теперь вопрос в том, как все это будет реализовано. На мой взгляд, Министерство здравоохранения и социальной политики необходимо разделить на две структуры, чтобы одна из них сконцентрировалась на вопросах пенсий и труда, а вторая – на вопросах здравоохранения. Масштаб проблем слишком серьезен для одной команды.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).