Крупный бизнес предупредил Центробанк об отказе от нового вида безналичных платежей в магазинах. Компании не устраивает высокая комиссия за операции, о чем они говорят уже не впервые. При этом банки заявляют, что снижать тариф им невыгодно.
Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Представители ассоциаций подтвердили изданию его отправку. Компании недовольны тарифным коридором 0,2-0,7% и опасаются, что банки будут предлагать услуги по эквайрингу по его верхней границе, превышая существующие ставки для крупного бизнеса. Оптимальными расценками ритейл считает 0,3-0,4%, иначе «систему никто использовать не станет, и она умрет, не успев родиться», утверждают в АКИТ. Кроме того, в ассоциациях утверждают, что именно ритейл будет нести ответственность за развертывание Системы быстрых платежей.
В начале месяца сообщалось, что некоторые крупные российские банки (в частности, Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ и Райффайзенбанк) настаивают на повышение минимальной комиссии за расчеты с юридическими лицами в системе быстрых платежей (СБП) — с предложенных Центробанком 0,4% до 1%.
Напомним, система быстрых платежей была запущена в пилотном режиме 28 января 2019 года, в промышленном масштабе - 28 февраля. Система позволяет по номеру телефона переводить средства между счетами в разных банках. В дальнейшем планируется добавить функцию оплаты в торговых точках по QR-коду и другие возможности. Сейчас к СБП подключены банк «ФК Открытие», ВТБ, «Юникредит», «Тинькофф банк», Промсвязьбанк, Росбанк, СКБ-банк, Газпромбанк, Альфа-банк, «Ак барс», Райффайзенбанк, Газэнергобанк, Совкомбанк, «Qiwi банк» и РНКО «Платежный центр», оператор платежной системы «Золотая корона».
Затраты ретейлеров на эквайринг за последние пять лет выросли с 2,8% до 4,5%. Кроме того, высокие ставки сказались и на доходности продавцов, которые в 2018 году недополучили 7,4% прибыли. В текущем году этот показатель может достичь 10%. Сложившаяся ситуация не позволит ретейлерам удерживать цены от роста, ухудшит систему скидок для покупателей, а также стимулирует возврат малого и среднего бизнеса к расчетам наличными, подчеркнули в АКОРТ. В мае объединение направило письмо в адрес Ассоциации банков России (АБР) на эту тему. Там, в свою очередь, заявили, что при снижении тарифов на безналичные платежи банкам придется ухудшить условия по кредитным картам и программам лояльности, чтобы возместить потерю доходов от эквайринга.
По этой же причине некоторые торговые сети уже начали уклоняться от безналичных расчетов. «Платеж за весь комплекс обслуживания по банковским картам несправедлив, тарифы драконовские, особенно это касается небольших сетей. Для них комиссия составляет в среднем 4-5%, в то время как для крупных игроков — около 1,5%. При этом отказаться от эквайринга нельзя — с недавних пор он стал обязателен», — рассказал генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Эксперт признал, что подобный «налог с оборота» выдерживают не все и по этой причине пускаются на самые разные ухищрения. В частности, магазины сообщают покупателям о массовом сбое в работе терминалов и предлагают снять деньги в установленном рядом банкомате.
«Банк России общался с участниками рынка, затронутыми в процессе, и выработал компромиссное решение», — цитируют «Ведомости» представителя ЦБ. Он добавил, что регулятор изучит письмо ассоциаций после его получения.