будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна

Сечин против Дворковича: битва за нефть

Сечин против Дворковича: битва за нефть
sechin-vs-dvorcovich
Дворкович и Сечин на совещании

Аппаратное противостояние Сечин-Дворкович является свидетельством того, что «наверху» вновь возникает система сдержек и противовесов с Путиным во главе пирамиды. Появляются почти дублирующие структуры и аппаратных войн не избежать. Только развитие при таких управленческих решениях затруднительно.

Похоже, в стране формируется новая система сдержек и противовесов. Какой ей быть на практике — решится по результатам ожесточенных аппаратных боев за командные высоты. Понятно, что над всем этим будет возвышаться Владимир Путин. Ему, кажется, удобен и привычен стиль управления, при котором подчиненные сталкиваются лбами и вынуждены кляузничать на аппаратных конкурентов, пытаясь оттеснить их от «кормушки».

Где будут новые центры силы и как они будут между собой взаимодействовать пока не очевидно, но ясно, что история с «двумя правительствами» - в Белом доме и Кремле — становится реальностью буквально на глазах.

И правительство отъему у него функций чиновниками администрации уже начало сопротивляться. По данным «Коммерсанта», указ Путина о создании президентской комиссии по ТЭКу (где ответсек - Игорь Сечин) поступил в рассылку Кремля и Белого дома не в том виде, в каком он был опубликован на президентском сайте. А именно: по данным издания, оттуда оказались изъяты пункты, где перечисляются полномочия комиссии и ответственного секретаря в плане управления ТЭКом.

Полномочия там были такие, что де-факто Сечин становился более значимым для отрасли, чем вице-премьер по ТЭКу в правительстве, которым в мае был назначен бывший помощник Медведева Аркадий Дворкович (см. Игорь Сечин как приговор тандему). Понятно, что ни профильных министров, ни профильного вице-премьера такая ситуация устроить не могла, вот они и попытались отыграть путинский указ «про Сечина» назад. Формально — по причине имеющихся в указе противоречий с федеральным конституционным законом «О правительстве».

Эффективность этой контратаки пока оценивать рано, по самым разным причинам. Но Медведев, правительство вообще и Дворкович лично смогли одержать тактическую победу, сорвав аппаратный блицкриг Игоря Сечина.

Ирония заключается в том, что даже в обновленном виде полномочия Сечина могут быть весьма и весьма широкими. Еще до придания ему формального статуса ответственного секретаря президентской комиссии (Сечин тогда был «простым» президентом «Роснефти») активно обсуждали создание «нефтяного клуба» для «неформального обсуждения актуальных для отрасли вопросов». Де-факто заявка на альтернативную правительству структуру в ТЭКе была сделана уже в конце мая- начале июня.

Даже не имея формальных полномочий или обладая крайне размытым функционалом, Игорь Сечин вполне может превратиться в фактического куратора отрасли.

Ничто же не мешало ему решать вопросы той же нефтянки (и далеко не только ее), пребывая в статусе замглавы путинской администрации, а не работая в правительстве. И даже в статусе ответсека «комиссии без полномочий» он вполне способен попытаться реализовать изъятые из указа функции.

Неформальный статус Сечина до сих пор крайне высок. Подтверждением тому хотя бы тот же первый вариант путинского указа о комиссии по ТЭКу: доверие Путина к многолетнему соратнику очевидно высокое и выше, чем доверие к медведевским кадрам в правительстве.

И все же ответный ход правительственных чиновников означает, что кавалерийским наскоком отнять контроль за целыми отраслями у правительства так просто не удастся. Тандем, конечно, теперь является полной фикцией, но во главе правительства все-таки очень сильный аппаратчик, возможно даже, второй по влиятельности человек в стране. Используя этот ресурс и собственные  аппаратные умения, медведевские министры вполне могут сопротивляться излишнему усилению администрации президента.

По мере появления новых управлений, комиссий при президенте и прочая, в которых сидят верные путинцы, такого рода локальные аппаратные бои будут происходить чаще.

И даже внутри путинской администрации они вполне возможны. Скажем, новое управление по связям с общественностью подчиняется сразу первому замглавы АП Алексею Громову и замглавы, пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову (см. Пиар-агентство «Кремль»). Формально Громов «старше по званию», но Песков последние четыре года был ближе к телу. А если вспомнить, что за информационную политику отвечают еще и управление внутренней политики администрации, которое курирует Вячеслав Володин, и собственно пресс-служба президента, потенциальные аппаратные войны за сферы ответственности будут идти не только по линии Кремль-правительство.

Бенефициаром такой схемы будет являться, разумеется, не Медведев, а Путин. Он пока остается непререкаемым арбитром во внутриэлитных схватках и ему очевидно удобно, когда управление той или иной сферой жизни государства не сосредоточено в одних руках и имеется некая альтернативная точка зрения. Просто пространство для маневра увеличивается.

Недостаток такой схемы управления в том, что дублирование полномочий традиционно приводит к  довольно «кривому» исполнению принятых решений.

Они пересматриваются, их исполнение саботируется параллельными органами власти, а для окончательного их продавливания нужна президентская воля, что как минимум замедляет реакцию бюрократии на внешние вызовы. В условиях, когда стране объективно нужна некая новая политическая линия, старые методы управления могут если и не похоронить, то всерьез осложнить проведение любых значимых для страны преобразований.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).